|
|
|
|
Главная
> Исследования > часть первая >
Жизнь Глинской пустыни и её Духоносных Старцев, часть
вторая |
|
АЛЬБОМ,
часть вторая
|
|
Автор-составитель:
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
Тысячами
приезжали в обитель люди со всех сторон. Дорога была отовсюду нелёгкой:
с пересадками, |
поиском
попуток, иногда - пешком (автобус появился незадолго до закрытия монастыря).
И, хотя ничего |
внешне
привлекательного не было, ехали! Слава обители осталась в прошлом,
сам монастырь ютился |
на развалинах
былого. Даже знаменитого явленного образа Богоматери не было, только
одна из копий. |
Убожество
во всём, кроме одного. И ради этого одного - ехали. Оно казалось чудом,
и было им. Это |
было
чудо живой веры. Просто тот, кто переступал порог пустыни, попадал
в такой мир, где переставал |
быть
песчинкой в потоке, а становился человеком. О нём здесь думали и заботились!
И для всех |
наглядным
примером служили Старцы. Собор Старцев составляли отцы: Серафим (Амелин),
Серафим |
(Романцов)
и Андроник (Лукаш). |
|
|
Архивные
фотографии Глинской пустыни в послевоенный период
от открытия в 1942г. до закрытия в 1961г. /печатаются
впервые/ |
|
|
Увеличить
фото |
[34]
Старцы Глинские: схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит
Андроник (Лукаш). |
Жизнь пред Богом - наверное, так можно определить это чудо наших дней
- Глинских Старцев.
Ведь они жили совсем недавно. В 70-е годы 20 века.
21 августа 2009г. за Божественной литургией в монастыре Рождества
Пресвятой Богородицы
Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области)
был совершён чин
прославления трёх подвижников 20 века -
схиархимандрита Серафима (Романцова),
схиархимандрита Андроника (Лукаша),
схимитрополита Серафима (Мажуги), которые несли монашеское послушание
в этой обители. |
|
|
|
|
[35]
Глинский Старец схиархимандрит Иоанн (Маслов; 1932-1991г.г.) в Свято-Троицкой
Сергиевой Лавре. |
Впоследствии,
когда о.Иоанна спрашивали, кто был самым великим в Глинской пустыни,
он отвечал: "Великого знает Бог". |
|
|
|
|
[36]
Схиархимандрит Андроник (Лукаш) и инок Иоанн (Маслов) - будущий глинский
Старец,
cхиархимандрит. |
О. Иоанн
начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни под руководством Глинских
Старцев. После закрытия пустыни поступил в число братии Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры.
Он постоянно поддерживал связь со Старцами, помогал им, приезжал.
О. Андроник переехал
в Тбилиси (к митрополиту Зиновию), а о. Серафим (Романцов) в Сухуми.
О. Андроник служил
при храме св. Александра Невского. Там и скончался и похоронен. Храм
всегда был переполнен.
Остальные грузинские храмы пустовали. Даже древнейший Сионский собор
(где хранится посох
св. Нины) бывал совсем пустым. Церковь Грузии держалась на приезжих
русских. |
|
|
|
|
[37]
Инок Иоанн (Маслов) в гостях у схиархимандрита Андроника (Лукаша)
в Тбилиси. |
О.Иоанн
пришёл в Глинскую пустынь в 1954 году. Пустынь была тогда в расцвете.
В обители подвизались Старцы, и о. Иоанн духовно сблизился с ними.
Это был
избранник Божий, от рождения наделённый многими благодатными дарами.
Старчество - способность открывать людям волю Божию, провидеть их
сокровенные
мысли и чувства, вести истинным путём ко Христу - было дано о. Иоанну
ещё в молодости.
Поэтому, духовно опытные Глинские подвижники, с первых дней его поступления
в обитель,
стали направлять к 22-летнему послушнику богомольцев за советом. Уже
тогда к о.Иоанну
обращались опытные священники (многие из них спрашивали о прохождении
молитвенного
подвига). О.Серафим-настоятель благословил его отвечать на многочисленные
письма тех,
кто просил совета, наставления, помощи, утешения. Сколько скорбей
принял в своё сердце
молодой послушник. Когда впоследствии о. Иоанна спрашивали, кто говорил
ему, что писать,
он отвечал: "Бог". Особенно близок был о.Иоанн с о.Андроником.
О.Андроник называл его
родным человеком и обращался в письмах к о.Иоанну: "Дорогой мой,
родненький духовный сыночек".
После закрытия, когда уходили из монастыря, Старцы сказали: "На
фундаменте стойте, который вам
дан, иначе собьётесь". Так рассказывал о.Иоанн. |
|
|
|
|
Увеличить
фото |
[38]
Архимандрит (будущий митрополит) Зиновий (Мажуга) свой монашеский
путь начинал
в Глинской пустыни. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[39]
Архимандрит (будущий митрополит) Зиновий (Мажуга). |
|
|
|
|
[40]
Глинская пустынь. 1950-е годы. Уцелевшая часть монастырских стен
и вдали единственная башня. |
|
|
|
|
[41]
Храм Воздвижения Креста Господня. 1950-е годы. |
В
Глинской пустыни не было ничего значимого, привлекательного.
Бедность, даже убожество во всём. Но почувствовать, что Небо может
приклониться и на нашу грешную землю, можно было там, как нигде больше. |
|
|
|
|
[42]
Общий вид Глинской пустыни. 1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[43]
Крестный ход - чин погребения Богоматери. Праздник Успения Божией
Матери
в Глинской пустыни. |
Чин
погребения совершали на второй день Успения. Служба очень долгая.
Всем
раздали свечи, отказавшись от денег. Храм обходили трижды в глубокой
тишине. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[44]
Братия Глинской пустыни. 1942-1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[45]
Вид Глинской пустыни. 1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[46]
Грозовое небо над Глинской пустынью. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[47]
Ранняя весна в Глинской пустыни. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[48]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник (они - в центре) с учениками.
|
|
|
|
Увеличить
фото |
[49]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник (они - в центре) с учениками.
|
Одна
монахиня приехала в Глинскую пустынь с родственником неверующим. Она
знала и уважала
о. Андроника. И родственника привезла, чтобы познакомить. Приехали
вечером. Монахиня спрашивает
первого, кто ей встретился, как им найти о. Андроника. Монах остановился
и говорит: "Вы разве не
видите, что перед вами капитан!" И стал говорить то, о чём знал
за собой только родственник монахини -
капитан по званию. Ничто - ни характер капитана, ни время, не располагало
к откровенности, да и сам
он не всё в себе понимал. А Старец читал в нём, как в открытой книге.
И сказал: "Покайся, а то
придётся тяжело умирать". Монахиня удивляется: "Батюшка,
как я Вас не узнала!" А капитан был потрясён,
покаялся и стал жить по-христиански. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[50]
Вид Глинской пустыни. 1950-е годы. |
Однажды
на монастырский огород напали гусеницы. Уже завязывалась капуста,
а у них был
жуткий аппетит. О. Андроник собрал всех, кто был свободен, и повёл
на огород молиться.
Просили о сохранении урожая. Неожиданно с шумом прилетела большая
стая птиц, опустилась
на капусту и быстро её обработала - склевала гусениц. Таких "обычных"
чудес в Глинской пустыни
было много. |
|
|
|
|
[51]
Вид Глинской пустыни. 1950-е годы. |
|
|
|
|
[52]
Часть стены Глинской пустыни - с восточной стороны. 1950-е годы. |
|
|
|
|
[53]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник с учениками. |
В
начале 60-х годов уже ходили слухи, что пустынь закроют. О. Андроник
старался каждого
приободрить, говорил: "Умирать собирайся - а хлеб сей!"
О себе как-то сказал: "Ну и что?
Погонят - пойдём". Он умел всегда и везде быть с Богом. |
|
|
|
|
[54]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник с учениками. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[55]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник с учениками. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[56]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник с учениками. |
|
|
|
|
[57]
Вид Святых Ворот Глинской пустыни. 1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[58]
О. Серафим-настоятель, о. Серафим-духовник. |
Старцы
восстанавливали такие понятия, как смирение и послушание. Для смирения
- не "смиряли",
не унижали, не толковали постоянно о греховности того или другого;
не стремились доказать, что
надо видеть помойку в своей душе. Видеть и знать свою греховность
поможет другое - сравнение
того, что дал Бог каждому, и во что это данное превратилось. Помнить
о Боге, и в Его заповедях видеть
себя - это совсем не то, что сегодня многие подразумевают под смирением.
То же и с послушанием. Как смирение - не приниженность, задавленность,
так и послушание - не в том,
чтобы только исполнять любое повеление начальства, не в покорности
любому насилию и не в угодливости,
тем более. В Глинской пустыни особенно ощутима была двусторонность
такой заповеди, как послушание "детей"
и любовь "родителей". Когда видишь, что забота предваряет
повеление - сделаешь всё, что можешь. Основная
цель - сделать общими усилиями любое дело. Старший мог здесь только
подсказать, направить усилия. Не было
казённой мелочности, придирчивости, подчёркивания своей власти или
прихоти.
Вспоминаю теперь это с удивлением и благодарностью. (Г.А. Пыльнева). |
|
|
|
Увеличить
фото |
[59]
Митрополит Зиновий и схиархимандрит Андроник с учениками. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[60]
Митрополит Зиновий (Мажуга). |
|
|
|
Увеличить
фото |
[61]
Братия Глинской пустыни. 1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[62]
Митрополит Зиновий (в схиме Серафим). |
|
О жизни митрополита Зиновия |
|
|
|
[63]
О. Серафим (Романцов) -справа- уже в последние годы жизни. Сухуми.
1970-е годы. |
|
|
|
|
[64]
Встреча архиерея в Глинской пустыни. 1950-е годы. |
О. Серафим-духовник
и о. Андроник в молодости были иподиаконами и знали архиерейскую службу.
А молодёжь не знала, как обслужить архиерея (видели его раз в год).
Поэтому Старцы сами
прислуживали: носили ковры (то есть половички), орлецы, дикирий с
трикирием. К тому же,
в Глинской пустыни не было разделения на почётную и низкую работу;
достойную сана и звания
или унижающую. Где надо, там и были, в первую очередь, Старцы. |
|
|
|
|
[65]
Глинская пустынь. 1950-е годы. |
|
|
|
Увеличить
фото |
[66]
В первом ряду, слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит
Тетрицкаройский
Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит
Серафим (Романцов)
в окружении священников и богомольцев.
Архимандрит Модест (Гамов) был настоятелем после смерти о. Серафима
(Амелина) с 1960-1961г.г. |
|
|
Главная
> Исследования > часть первая >
Жизнь Глинской пустыни и её Духоносных Старцев, часть
вторая |
|
Автор-составитель:
Юлия Харашкевич
|
|
Фото:
из архива архимандрита Иоанна (Захарченко)
|
Материалы:
Глинская мозаика. Воспоминания паломников. Православный паломник.
1997г.
|
Н.В.
Маслов. Благодатный старец. М., Самшит-издат, 2006г.
|
|
|
|
Копируя
материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogn.ru
|
Авторские
права. |
|
|
Copyright
©
Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО
https://www.vernoe-delo.com
/. |
|
|