|
|
|
|
Главная
> Исследования > Жизнь Глинской пустыни и её Духоносных
Старцев, часть первая >
часть вторая |
|
АЛЬБОМ,
часть первая
|
|
Автор-составитель:
Юлия Харашкевич
|
|
|
|
|
В моих
руках простой фотоальбом. Скромная чёрная обложка. Старые фотографии.
Альбом хранила |
у себя
схимонахиня, знавшая тех, кто изображён на пожелтевших снимках. Открываю:
на меня |
смотрит
Глинская Пустынь, знаменитая и сокровенная, обычная и святая. Это
- не просто слова. |
Пройдёт
полвека - и некоторых из этих Старцев Церковь назовёт преподобными.
А сейчас я |
вглядываюсь
в фотографии живых святых. В лица руководимых ими послушников и монахов.
|
Читаю
слова, которые Старцы говорили им и нам. И они смотрят на нас - взглядами
из прошлого. |
Смотрят
в наше настоящее и - будущее. |
|
|
Архивные
фотографии Глинской пустыни в послевоенный период
от открытия в 1942г. до закрытия в 1961г. /печатаются
впервые/ |
|
|
|
[01]
Изображение Пустынно-Глинской чудотворной иконы Рождества Пресвятой
Богородицы. |
Глинская
пустынь возникла в 16 веке в Курской губернии (сейчас Сумская область)
на месте явления этой иконы. Икона явилась на большой сосне, около
сосны поселились
пустынножители. Вначале пустынь ничем не выделялась среди других монастырей.
Но в
1817 году в обитель был направлен игумен Филарет (Данилевский) из
Софрониевой пустыни.
Приехав, он нашёл ветхие дома и 25 человек братии. Игумен Филарет
стал строителем,
возобновителем и духовным основателем той обители, которая и прославилась
затем своим
старчеством. |
|
|
|
|
[02]
Схиархимандрит Серафим (Амелин; 1874-1958г.г.). Настоятель Глинской
пустыни.
(фот.1950-х годов). |
В Глинской - всё внешнее: сколько просуществует обитель; как отнесётся
местная власть;
правящий архиерей как отнесётся; что, как и на что восстанавливать,
и т.п. - всё это оставлялось
на волю Божию. Работали, молились, делали каждый своё дело сейчас,
делали для Бога. |
|
|
|
|
[03]
Схиархимандрит Серафим (Амелин). Настоятель Глинской пустыни.
(фот. 1956 года). |
В
первые годы, после открытия, братии было мало, обитель очень бедствовала.
Нужда была во всём. Но люди шли и ехали возрастающим потоком, потому
что жаждали
силы Духа Церкви, и не смущались внешним убожеством.
Именно этого ждёт любой человек во все времена. |
|
|
|
|
[04]
Духовник обители схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885-1976) и схиархимандрит
Серафим (Амелин). Конец 1950х годов. |
Все,
кто приезжал в обитель, шли к о. Серафиму-духовнику за благословением.
Он всё и всех устраивал, всё знал, всё помнил, а, главное, обо всём
заботился.
Его благословение - закон. И это не создавало ни напряжённости, ни
скованности,
не давило. Благословение, направлявшее каждого, воспринималось легко
и
естественно, потому что в нём была забота о каждом, желание подобрать
лучшее из
возможного. |
|
|
|
|
[05]
Здесь похоронены:
первый после открытия в 1942г. Глинской пустыни (он же был последним
перед закрытием в 1922г.)
настоятель архимандрит Нектарий (Нуждин)
и духовник обители схиигумен Антоний (Ветер). |
О.Нектарий
знал, что обитель должна возродиться. Так предсказывали Старцы.
Он жил в деревне Шалыгино и собирал, и хранил книги, утварь, облачения
для будущей
обители. Когда разрешили открыть обитель в военном 42г., стали собираться
старички-монахи, приехал о. Серафим (Амелин). Скотину завели (лошадь
и 3 коровы),
чтобы налоги платить было чем. Огород посадили. Сучья собирали в лесу
(за это леснику
отрабатывали). Монахи - старики, обессиленные, во всём нужда. Сами
шили одежду из
холстов, которые сами и красили. Лапти на ногах. О. Нектарий вскоре
умер.
И настоятелем избрали о. Серафима (Амелина). |
|
|
|
|
[06]
Храм Глинской пустыни. 1942-45 годы. |
В храме
было очень просто, чисто. Самым первым был иконостас - просто набор
икон,
украшенный рушниками. На фото - первый "тряпочный" иконостас
после возобновления пустыни.
Деталь: в храме не было никаких кружек для пожертвований; на удивление
дёшевы были свечи,
записки, сорокоусты, панихиды и пр. |
|
|
|
|
[07]
Схиархимандрит Серафим (Амелин)-в центре, со старшей братией. |
Старцы
руководили пустынью, и их руководство никогда не было мелочным набором
указаний
на каждый случай. Они направляли, вникали, но не выговаривали за всякую
мелочь, не следили
на каждом шагу. Воспитать добросовестное отношение к делу - одно,
а во всём подчёркивать
свою власть - другое. Потому и было руководство, а не давление. Помощь,
а не придирки.
И было желание посоветоваться, а не сбежать от глаз начальства. Уважая
добросовестность
и искренность, Старцы не препятствовали инициативе. |
|
|
|
|
[08]
Схиархимандрит Андроник (Лукаш, 1889-1974), иеромонах Михаил (Петренко)
с иконой в руках,
(он помогал исповедовать паломников о. Серафиму (Романцову), схиархимандрит
Серафим (Романцов)
(слева направо). |
При
всей разности характеров, Старцы обители отличались редким единомыслием,
которое помогало
в трудах управления. Они, окрепшие на фундаменте духовного опыта прежних
Старцев Глинской пустыни,
несли паломникам то чудо, которое вряд ли где-то ещё можно было встретить.
Живое откровение духовной
жизни, неподвластное жизненным бурям и переменам. Для них самих и
окружающих было счастьем, что
они являли собой собор, который держался верой и преданностью
Богу, взаимным доверием и уважением. |
|
|
|
|
[09]
Братия Глинской пустыни на фоне храма Воздвижения Креста Господня.
|
Перед
революцией в пустыни было 5 храмов, 4 домовые церкви, 15 корпусов
для насельников и 8 - для
гостей, трапезная, прачечная, больница, аптека, дом для сирот и другие
постройки. 400 монахов было
в пустыни. Но в революционные годы многое порушили.
В 1942г., когда пустынь вновь открыли, в ней был только один домовый
храм и корпус для насельников.
Самым же замечательным было то, что иноки сумели пронести через все
испытания дух служения миру,
дух старчества. Поэтому Глинская пустынь стала явлением необычайной
духовной силы в краткий
период с 1942г. до её закрытия в 1961г. |
|
|
|
|
[10]
Праздник Богоявления в Глинской пустыни. В центре с иконой о.Андроник,
справа от него о.Серафим. |
Из
воспоминаний О.Н. Вышеславцевой: "Я была свидетельницей случая,
говорившего о необычайной духовной
силе о. Андроника. Из Сибири приехала женщина с девочкой порченой,
как сказали бы в народе. Мать просила
о.Андроника отчитать девочку. Все разошлись. Было тихо. Мать привела
дочку лет 8. Она упиралась изо всех
сил и вдруг вырвалась, с искажённым злобой лицом, побежала к окну
и чуть не выпрыгнула. Её-еле удержали,
она дико кричала и отбивалась. Девочку внесли в помещение, где был
о.Андроник. Через закрытую дверь были
слышны её вопли и ругань. Потом повелительный, спокойный голос о.Андроника.
И вдруг оглушительный грохот, будто обвалились стены, и здание рухнуло.
Всё замерло. Через мгновение вновь
послышался ровный спокойный голос о.Андроника. Стих и он.
Скоро появилась мать, и ней тихо прильнула дочка. Девочка была неузнаваема.
На другой день, причастившись,
они уехали". |
|
|
|
|
[11]
О. Серафим (Романцов) освящает воду на праздник Богоявления. |
А ведь
Старцы в 1922 году (когда пустынь в первый раз закрыли) были совсем
не старые. О. Серафиму
(Амелину) - 48 лет, о. Серафиму (Романцову) - 37 лет, о. Андронику
- 34 года. Обитель закрыли, и они
духовно росли в условиях, далёких от монастырских. И всё же, эти условия
не расшатали той духовной
основы, которая была заложена в Глинской пустыни до её разорения.
Казалось, они были лишены всего.
Но и лишённые храма, не лишали себя молитвы. Лишённые братства, не
замкнулись в саможалении. Лишённые
монастырских устоев, уклада жизни, не лишили себя главной защиты -
преданности Богу и надежды на Его
Промысл. Их основной подвиг - внутреннее предстояние Богу в любых
условиях - вырастил из монахов Старцев. |
|
|
|
|
[12]
Схиархимандрит Серафим (Амелин) на монастырском кладбище в сосновом
лесу. |
Захоронения
были многие утеряны и разрушены после революции. Неизвестно теперь,
где похоронен игумен Филарет, возобновитель Глинской пустыни. |
|
|
|
|
[13]
Глинский Старец архимандрит Илиодор (Голованицкий). |
О.
Илиодор родился в 1795 году. Подвизался в иночестве 65 лет, большую
часть из которых провел в
Глинской пустыни. Скончался в 1879 году.
О старце Илиодоре можно прочитать в статье "В чём состоит (заключается)
Царствие Божие?"
Уже
здесь, на земле Царство Божие раскрылось в самой его подвижнической
жизни.
Слова Христа: "Се бо Царствие Божие внутрь вас есть" -
стали реальным состоянием повседневной
жизни Старца. Дух Святой вселился в его сердце ещё здесь, на земле,
исполняя неизреченной радостью.
В статье Вы прочитаете рассказы учеников Старца Илиодора о его жизни.
|
|
|
|
|
[14]
Глинский монах. |
|
|
|
|
[15]
Глинский схимонах. |
Как-то
в праздник собирался приехать правящий архиерей. Для чтения кафизм
на всенощной
было установлено расписание. По очереди кафизмы на архиерейской службе
должен был
читать старенький монах скрипучим голосом. "Благодетели"
были в расстройстве и просили
кого помоложе и поприличнее. Но о. Серафим-настоятель ответил: "Пусть
читает Н. (старичок).
Зачем обижать его будем?" |
|
|
|
|
[16]
У гроба покойного настоятеля схиархимандрита Серафима (Амелина). |
18 октября
(н.ст.) 1958г. в 8 часов утра отошёл к Богу настоятель о. Серафим
(Амелин). Ему было
83 года. У гроба покойного настоятеля схиархимандрита Серафима (Амелина)
стоят (слева
направо): о. Тихон - брат о. Серафима, о. Андроник (Лукаш), о. Иосиф,
о.Серафим (Романцов),
о. Модест (Гамов), о. Григорий - келейник о. Серафима (Амелина), о.
Даниил, неизвестный, о. Амвросий. |
|
|
|
|
[17]
В день погребения Старца схиархимандрита Серафима (Амелина). |
Около
храма Воздвижения Креста Господня. 20 ноября (н.ст.) 1958г. - день
погребения Старца
схиархимандрита Серафима (Амелина). Возглавил служение Владыка Зиновий
(тогда епископ),
срочно приехавший из Тбилиси. |
|
|
|
|
[18]
В день погребения Старца схиархимандрита Серафима (Амелина). |
Прошла
панихида. Похоронили о. Серафима. Прошло 3 года. Стали переносить
захоронение.
Подняли гроб, сняли крышку. Батюшка лежал полностью не тронутый тлением.
На голове
покоилась митра, на груди - Евангелие. |
|
|
|
|
[19]
Схиархимандрит Серафим (Амелин). |
Если
сказать, что о. Серафим-настоятель, живя с нами в одно время, был
свободен от лжи - не
поверят. Но это - так. У него никогда не было слова - просто так,
необдуманно. Он не говорил
только для приличия, не отмахивался словом. Не говорил под настроение.
Например, уезжая мы просили благословения на дорогу. Благодарили и
просили поправляться.
Он, мягко улыбаясь, обещал стараться. А в последний раз - это был
1958 г. - сказал очень
обыденно: "Теперь о поправке не может быть и речи". Мы прощались
навсегда. /Г.А. Пыльнева/ |
|
|
|
|
[20]
Столп (угловая башня разрушенной стены монастыря). |
Здесь
находились две кельи: духовника обители о. Серафима (Романцова) и
о. Михаила (Петренко),
который помогал о. Серафиму исповедовать. Келья о. Серафима была на
втором этаже, куда вела
скрипучая крутая винтовая лестница.Народ всегда сидел, ждал своей
очереди у дверей кельи, на
лестнице, на лавочке при входе в башню.
О.Серафим-духовник, отвечая на многочисленные вопросы богомольцев
(он исповедовал, в основном,
богомольцев, а о. Андроник - братию), чётко разграничивал совет и
требование. Где дело касалось
выбора, мог посоветовать, не настаивая. Где надо было поступить по
закону, твёрдо и настойчиво
требовал его исполнения. Например, говоря с юношами и девушками просил,
умолял беречь девство.
С семейными - предупреждал об искушении избавляться от детей и требовал
обещания не отступать от закона.
А келья о. Серафима-настоятеля была в другом месте. Она была узкой
и светлой. 2 окна: на юг и на запад.
В окнах - поле и лес. Справа в углу был столик для икон. В центре
над столом - образ Спасителя и образа
св. Николая и преп. Сергия. И главной святыней была старинная икона
Божией Матери Иверской. О.игумен
Филарет, возобновитель и духовный преобразователь пустыни, привёз
икону в 1817г. в благословение. |
|
|
|
|
[21]
У входа в храм Воздвижения Креста Господня. |
|
|
|
|
[22]
Схиархимандрит Серафим (Амелин). (фот. до 1954г.) |
Люди
- везде люди. На настоятеля писали жалобы, например, что слабый; не
спешит нагонять
страх, держать по струнке; не спешит превращать обитель в казарму.
Что сказать? Не понимает
человек, почему все приходящие стремились к Старцам, ехали в обитель
даже без особых вопросов.
Привлекал людей незримый свет духовной тишины, доброжелательства,
искренности. |
|
|
|
|
[23]
Корпуса Глинской пустыни. 1950- годы. |
|
|
|
|
[24]
Храм Воздвижения Креста Господня, 1950-е годы. |
Храм
был средоточием жизни пустыни. С молитвы в нём начиналось всё. На
одном крыльце храма летом
была исповедь. В храм тогда входили через второе крыльцо. Внутри храма
(ведь он был больничным когда-то)
был коридор с кельями для болевших монахов. Службу слышали все болевшие.
В храме было чисто и очень
просто. Новый иконостас заменил первый (из рушников). Но и в нём -
иконы были разного размера и отличались
исполнением. Только никого это не смущало, и не все это замечали.
Храм оживал в 4 утра. Колокольчик -
к утренней молитве. Проходила полунощница, утреня. Обязательно читали
святоотеческие слова. В 9ч.
- Литургия. Одна всегда (один престол). На территории пустыни был
дом инвалидов (не относящийся к пустыни).
Часто поутру по всей территории плыли звуки из репродукторов дома
инвалидов: "Реве тай стогне Днипр широкий"..
или "Легко на сердце от песни весёлой"..и пр. |
|
|
|
|
[25]
Богомольцы в Глинской пустыни. |
Местные
власти старались помешать паломникам приезжать в обитель. Требовали
отказывать всем паломникам
в крове и питании. О. Серафим-настоятель сказал: "Нам бы легче
так, ведь мы в основном для богомольцев варим.
Но ведь здесь ни магазина, ни столовой рядом нет. Ближайшее жильё
в 3х верстах." На время власти умолкали,
потом опять - угрожающие распоряжения. Запрещать стали и епархиальные
власти. В Глинской пустыни всё
решалось собором Старцев. На одном из соборов решали, как быть. О.
Андроник сказал: "Не мы их кормим,
а они - нас. Они привозят, присылают, они своё кушают". Это решило
всё. Народ принимали и кормили
до последнего дня. |
|
|
|
|
[26]
Рядом с Глинской пустынью шумит сосновый лес, его монахи сажали. |
Сосновый
лес, в посадке которого участвовал схиархимандрит Серафим (Амелин)
в 1895г. ещё послушником.
А на переднем плане - горы кирпичей от порушенных храмов. |
|
|
|
|
[27]
Это - открытка начала 20 века. Здесь ещё неразрушенная Глинская, дореволюционная.
Изображены
Святые врата дальнего Свято-Илиодоровского скита. |
Рассказывает
Пыльнева Г.Н.: "О. Серафим-настоятель всегда спокойный, молчаливый,
показывал нам
альбом с фотографиями дореволюционной Глинской пустыни. Я решилась
и спросила, что помогало ему
переносить боль при виде разрухи. Он спокойно и кротко сказал: "Воля
Божия".
О. Серафим был живым примером того, что без гулких соборов и благоустроенных
внешне обителей -
жить духовной жизнью можно, а без духовной жизни - внешнее благолепие
обители - ничтожно". |
|
|
|
|
|
[28]
Схиархимандрит Серафим (Амелин). |
О.
Серафим мало писал, поручая это о. Серафиму (Романцову)-духовнику.
В его присутствии не было нужды в словах. Он был убедительным подтверждением
того, что молчание - таинство будущего века. Рассказывали об одном
милиционере,
который привозил в пустынь поручения "сверху".
Он говорил: "Что за старик?! Еду злой-презлой. Войду к нему,
поговорю. А он
ничего особенного не скажет, всё простое, всем известное. А я и крикнуть
не могу - страху нагнать. Соглашаюсь с ним, как дурак...А ведь хотел
всё
перевернуть - чтоб помнили..." |
|
|
|
|
[29]
Схиигумен Антоний (Ветер). |
О. Антоний
- духовник Глинской пустыни со дня её возобновления 1942г.
Скончался в Глинской пустыни в 1946г. Поступил в 1893г. Был послушником
Старца схимонаха Архиппа. |
|
|
|
|
[30]
Иеромонах Глинской пустыни о.Диомид. |
|
|
|
|
[31]
Глинские монахи никогда не смотрели по сторонам. Были очень строгими
(к себе). |
|
|
|
|
[32]
Иеросхимонах Глинской пустыни о.Иов. |
|
|
|
|
[33]
Братия Глинской пустыни. 1950-е годы. |
Когда
пустынь решили закрыть в 1961г., никто из паломников не знал об этом
до последнего часа. Монахи
знали, но молчали, им запретили говорить об этом. Это было на Петров
день (12 июля 1961г.). В обители
электричества не было, а висело паникадило со свечами (люстра). И
когда стал иеродиакон колпачками
свечи гасить, было чувство, что последний раз последнюю свечу гасит.
Вечером, после всенощной никому
из богомольцев не разрешили остаться ночевать в монастыре. Люди вышли
из обители и стали ждать.
Что будет. Ворота основные закрыли. А открыли ворота задние и оттуда
поехали автомобили, мотоциклы,
на них монахов вывозили, чтоб люди не видели. Кто со Старцами ушли
на Кавказ, кто - куда. |
|
|
Главная
> Исследования > Жизнь Глинской пустыни и её Духоносных
Старцев, часть первая >
часть вторая |
|
Жизнь святителя Серафима Глинского |
Автор-составитель:
Юлия Харашкевич
|
|
Фото:
из архива архимандрита Иоанна (Захарченко)
|
Материалы:
Глинская мозаика. Воспоминания паломников. Православный паломник.
1997г.
|
|
|
|
Копируя
материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogn.ru
|
Авторские
права. |
|
|
Copyright
©
Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО
https://www.vernoe-delo.com
/. |
|
|