Наука о Богопознании
 
Главная > Статьи > Проповедь. Торжество Православия. /в неделю первую Великого поста/.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Проповедь
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
 
Первое воскресенье Великого Поста называется неделей Православия потому, что в этот день Церковь вспоминает, как на последнем Вселенском Соборе было утверждено празднование победы над всеми ересями и почитание святых икон. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский Символ веры, который мы слышим в наших храмах за каждой Божественной Литургией. Этот Символ с 842 года Святая Церковь победоносно и величественно провозглашает в день Торжества Православия в особом молебном чине словами:
"Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди".
 
Как видим, Православие наше зиждится на прочных, нерушимых основах и, в первую очередь, на верности учению Спасителя, апостолов, святых Отцов, Вселенских Соборах, на вековом опыте духовно-благодатной жизни многих людей во Христе.
 
Сонмы святых угодников Божиих - мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и всех святых - своей богоугодной жизнью свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры. Этой верой спасались и все наши благочестивые предки, завещав нам, как зеницу ока, хранить её и спасаться ею.
 
Так вот, сегодня мне хочется поговорить с вами о том, как важно хранить истинную веру и ценить её, как драгоценный Божий дар. И о том, какие бывают страшные наказания тем народам, которые не берегут, отступают и попирают истинную и спасительную веру.
 
Но сразу, в двух словах, скажем вообще о верах.
Есть веры Богооткровенные и есть веры натуралистические.
К Богооткровенным верам относятся две веры или два союза, два Завета Бога с человеком - Ветхий и Новый Заветы. В Ветхом Завете Сам Бог заключил духовный спасительный союз или Завет с человеком: в начале с ветхозаветным патриархом Авраамом, а потом, через пророка Моисея, со всем израильским народом.
Новый Завет Бога с человеком начинается с пришествия Христа Спасителя в мир.
Оба союза были Богодухновенные и Богооткровенные, так как в них действовал один и тот же Бог.
 
К натуралистическим верам относятся все остальные веры, несмотря на то, что некоторые из них именуются мировыми религиями. Все они имеют человеко-бесовское происхождение, так как в них есть человеческое изобретение и бесовское внушение. К истинному Богу никакого отношения они не имеют. В этих религиях невозможно духовно возродиться, победить падшую человеческую природу, так как в них нет Духа Святого, нет истинного Бога, а без Бога нельзя познать Самого Бога и получить спасение. "Без Меня не можете делать ничего", - сказал истинный Бог и Спаситель наш Иисус Христос.
 
Итак, какой же была главная миссия ветхозаветного израильского народа?
А миссия эта состояла в том, чтобы сохранить ту веру, которую Сам Бог открыл народу через пророков и, особенно, через Моисея. И пронести веру неискажённой через все исторические эпохи до пришествия в мир Искупителя.
Эта миссия была нелёгкой. И главная опасность состояла в том, что израильский народ, к тому времени, со всех сторон окружали языческие народы ложных религий. А они уже давно утеряли истинное Богопочитание и представление о Боге, как о Творце мироздания. Эти народы обожествляли абсолютно всё: солнце, луну, звёзды, разные предметы и различных животных. Вследствие грехопадения, сатана так помрачил их ум и сердце, что они приносили в жертву своим ложным богам не только животных, но и людей. В умилостивительную жертву приносили молодых девиц и даже детей.
 
В силу того, что Богоизбранный ветхозаветный Израиль окружали народы с искажённым и извращённым Богопочитанием, еврейский народ и сам, соприкасаясь с ними, впадал в идолопоклонство. Это сильно прогневляло Бога, и Он применял разные средства для наказания и исправления.
 
Если взять Библейскую историю, то отступления от чистоты веры были почти в каждом поколении. И за каждым отступлением следовало вразумляющее наказание. В основном, эти вразумления попускались от тех же языческих народов, от которых ветхозаветный Израиль заражался идолопоклонством. Клин выбивался клином. Как только народ начинал кланяться идолам, вера в истинного Бога угасала, падала духовная и нравственная жизнь, что и вызывало гнев Божий.
 
Приведём в пример только одно историческое отступление древнего народа - семидесятилетний вавилонский плен. Нечестие иудеев того времени достигло крайней степени и переполнило чашу долготерпения Божия. Вслед за царём и все его подданные с каждым днём становились хуже и хуже. Не только простой народ, но и старейшие из священников и жрецов, подражали в нечестии языческим народам. Они оскверняли теперь уже и храм Господень, совершая в нём те гнусности, которыми сопровождалось языческое идолослужение.
 
Чтобы обличить это крайнее нечестие, нравственный и религиозный разврат прежде избранного народа Божия - были призваны святые пророки Иеремия и Иезекииль. Поэтому так говорит Господь Бог, то есть пророк восклицает от Имени Самого Бога:
"За то, что вы умножили беззакония ваши более, чем язычники, которые живут возле вас; даже не поступаете по постановлениям язычников, которые вокруг вас; вот и Я против тебя; Я - Сам Бог ваш; и произведу среди тебя суд пред глазами язычников.
И буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, и предам тебя кровавой ярости и ревности. Вот Я возбужу против тебя любовников твоих, которыми ты услаждалась, со всеми теми, которых ненавидела, и приведу их против тебя со всех сторон. Сынов Вавилона и всех халдеев, и с ними всех сынов Ассура, красивых юношей сановных и именитых; и придут на тебя с оружием, с конями и колесницами, и обступят тебя кругом в латах со щитами и в шлемах; и отдам тебя на суд, и будут судить тебя своим судом, и обращу ревность Мою против тебя, произведу над тобою суд.
Я умалю тебя, и не пожалеет око Моё, и Я не помилую тебя. Третья часть умрёт у тебя от язвы и погибнет от голода среди тебя. Третья часть падёт от меча в окрестностях твоих, а третью часть Я развею по всем ветрам и обнажу меч вслед за ними. И узнают, что Я - Господь говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. За то, что вы не слушали слов Моих, вот Я возьму все племена северные и пошлю к Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на все окрестные народы, и народы сии будут служить царю вавилонскому 70 лет".
 
И, действительно, Навуходоносор в тот же год приступил к Иерусалиму и, после краткой осады, город был взят.
Город Иерусалим и величественный храм, который построил Соломон, были разрушены. Изгнанные из своего Отечества и отведённые в страну вавилонскую, иудеи принуждены были расселиться там по берегам Тигра и Евфрата в положении пленённых рабов. Это их плачевное состояние в плену на фоне грустной мелодии выражается и до наших дней в 136 псалме. Этот псалом проникновенно звучит в начале дней Великого Поста и покаяния: "На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона".
 
Перенося многоразличные и тяжёлые испытания, которые сам же и навлёк на себя своею изменою Богу, народ Божий очищался от мерзости идолопоклонства, исправлял свою жизнь и совершенствовался.
 
Святой Иоанн Златоуст по поводу вавилонского плена говорил: "И, если хочешь видеть, что и самый плен не есть зло, то представь, каковы были иудеи прежде плена, и какими стали во время плена, и узнаешь, что не свобода есть добро, не плен есть зло. Когда они пользовались свободою и имели собственное Отечество, то делали такие дела, что и язычники не делали. Пророки каждый день обличали их за преступление законов, за поклонение идолам, за нарушение заповедей Божиих - и они не слушали.
А, когда были отведены в чужую землю, и жили, как рабы, в стране иноплеменников, тогда там смирились, осознали свои грехи, сделались лучшими и соблюдали закон. Видишь, как плен смирил их".
 
Итак, чем же закончилась миссия Израильского народа?
А закончилась их миссия тем, что этот народ , в конце концов, не принял Искупителя, Мессию. Того Мессию, для всемирной проповеди которого народ Израильский был избран и предназначен Самим Богом.
 
Именно это очень хорошо, всесторонне и глубоко раскрыл в своей предсмертной речи первомученик архидиакон Стефан:
"Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы. Вы - которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили". /Деяния, гл.7. 51-53/
 
Каковы же были последствия? Или, лучше сказать, гнев и наказание Божие за то, что Христос не был принят, как истинный Мессия, и был отвергнут большинством Израильского народа?
 
Ответ находим в Евангелии, в словах Самого Христа: "И, когда Христос приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём. И сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне - за то, что ты не узнал времени посещения твоего". /Лк. 19, 41-44/
 
Пророческое предсказание не замедлило исполниться. В 70-м году евреи подняли восстание против Рима. Для подавления мятежа был послан римский полководец Тит. Силами четырёх легионов солдат Тит окружил город Иерусалим и - превратил его в кладбище. От иерусалимского храма осталась только "стена плача". Город был полностью уничтожен. Было убито один миллион двести тысяч евреев и сто тысяч евреев отведено в плен. Вот как повествует об этом историк Иосиф Флавий: "…Римский полководец Тит при осаде Иерусалима, сам лично обходя его стены и видя рвы, наполненные трупами людей, льющуюся кровь из изувеченных и растерзанных тел, тяжко вздохнул, и, возведши глаза и руки к небу, сказал: "Боже милостивый! Не моё это дело!"
 
С этого времени Израильское государство прекратило своё существование.
Израильское государство было восстановлено только после второй мировой войны.
 
А ветхозаветная Церковь перестала быть тем спасающим ковчегом, которым она была в предназначенное ей время. От ветхозаветной Церкви был отнят Дух Святой. "Се оставляется вам дом ваш пуст", - сказал Христос иудеям. И в другом месте Господь говорит: "Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его". /Мф. 22, 43/
 
Братья и сёстры, история нас, к сожалению, ничему не учит. Новые молодые поколения не очень любят заглядывать в седую и святую древность. Тогда, как там, в неисчерпаемой сокровищнице Божественной мудрости, хранятся ключи разумения событий настоящих, бывших и грядущих.
 
Печальный конец Богоизбранного народа наглядно и вразумительно говорит нам, что, если мы хотим жить в мире и благополучии, нам нужно бережно и с любовью держаться веры своих Богомудрых отцов и дедов. В противном случае, нам придётся так же, как и древний Израиль, петь плачевную песнь. Только уже не на реках вавилонских, а на развалинах Российских.
 
Наше обращение к западной Европе равносильно обращению Израильского народа к язычникам, потому что Европа стала уже давно языческой, и даже больше, чем языческой…
 
Закончу свою проповедь словами из службы Всем Святым, в земле Русской просиявшим: "Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение". Аминь.
 
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
Проект О науке Богопознания
 
 
Копируя материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogn.ru
Авторские права.
наука о Богопознании
 
© Copyright Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО https://www.vernoe-delo.com /.