У всех
нас есть близкие люди, которые перешли в загробный, духовный мир.
Не исключено, что некоторые из них не особенно были церковные, в
храм не ходили, да и умерли без покаяния, а грехи у них были, и
не малые. Наше подсознание чувствует, что их участь в загробном
мире не очень хорошая, многие из них находятся в тяжелом состоянии.
В истории Церкви есть немало рассказов, в которых Господь разрешал
умершим людям являться своим родственникам, чтобы они молились за
них.
У Церкви
есть множество молитв и треб, чтобы облегчить загробную участь умершим,
но на первом месте стоит поминовение на Проскомидии. Проскомидия
- это первая часть Божественной Литургии, во время которой из просфор
вынимаются частицы - о здравии и о упокоении. В конце Литургии священник
берет дискос, на котором лежат частички, вынутые за поминаемых людей,
и произносит: "Омый Господи грехи поминавших здесь кровию Твоею
Честною, молитвами святых Твоих". Для
умерших бывает такая же польза, как и для нас живых, когда мы причащаемся
Тела и Крови Христовых, т.е. мы соединяемся со Христом и получаем,
в какой-то мере, прощение грехов.
Какая
бывает польза от поминовения на Проскомидии,
приведем из рассказов, взятых из жизни Церкви:
Митрополиту
Филарету (Дроздову) (житие Святителя читайте в интернете) от благочинного
поступило донесение, что священник в такой-то церкви страдает винопитием,
и этим несет соблазн своим прихожанам, поэтому он просит принять
меры и запретить его в служении. Митрополит Филарет хотел было уже
подписать (наложить свою резолюцию) на это донесение, удовлетворить
просьбу благочинного, и отправить под запрет в служении этого священника,
но какая-то неведомая сила удержала его руку. Поэтому он отложил
это дело до утра.
Ночью,
митрополит Филарет, видит необыкновенный сон: он сидит в своем кабинете,
а за окном собралась большая толпа незнакомых ему людей и они кричат,
машут руками и просят не отправлять священника под запрет. Проснувшись,
митрополит Филарет, как мудрый святитель, понял, что это какой-то
знак.
Он
вызвал к себе этого священника и решил провести с ним беседу. "На
Вас подано донесение, - обратился он к священнику, - что Вы выпиваете
и этим самым несете соблазн своим прихожанам. Во избежание дальнейшего
соблазна я вынужден запретить Вас в служении".
Священник
упал в ноги святителю и говорит: "Виноват, Ваше Святейшество,
грешен и достоин всякого наказания".
"Ну,
хорошо, - говорит Владыка, - а может быть, у тебя есть хоть какое-нибудь
доброе дело?"
"Что
Вы, Владыко, пьяница я, достоин наказания".
"Ну
а Вы подумайте еще, может хоть маленькое доброе дело у Вас есть,
подумайте хорошенько!".
Священник
думал, думал и снова говорит: "Нет, Владыко, у меня никаких
добрых дел нет, достоин наказания".
Но
митрополит Филарет не отступал, не зря же за него так много людей
ходатайствует, чтобы его не запрещали.
Наконец,
священник говорит: "Ну, может быть это? У меня сложилась такая
традиция, что если кто-то умирает в нашей округе, я после отпевания
записываю этого человека в свой синодик и поминаю его на Проскомидии.
И получается так, что у меня Проскомидия длится дольше, чем сама
Литургия, из-за множества поминаемых имен".
Понял
тогда митрополит Филарет, какие люди и по какой причине приходили
к нему и ходатайствовали за священника, если я его запрещу в служении,
то они лишаться единственного молитвенника. Не сказав ни слова о
виденном сне, митрополит Филарет не запретил священника в служении,
но убедительно просил его взять себя в руки и бороться с этим недугом.
Может быть и враг (диавол) ополчился на священника за его доброе
дело, так как он многим людям облегчал загробную участь.
Еще
один рассказ о важности и великой пользе поминовения усопших на
Проскомидии
мы возьмем из жития преподобного иеромонаха Алексия (Шепелева, 1840-1917):
"В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия
мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего
в Чернигове,- святителя Феодосия. 9 сентября состоялось открытие
мощей Черниговского чудотворца. На предварительное переоблачение
мощей святителя Феодосия, по приглашению Черниговского владыки Антония,
прибыл, в числе почётных гостей, и митрополит Киевский Иоанникий.
Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической
жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко
за пределы его родного города Киева.
О.
Алексию, как одному из самых уважаемых и почётных гостей, и как
лицу опытному в обращении со святыми мощами, было поручено переоблачить
святые мощи. С великим благоговением совершив их переоблачение в
пещере, где почивали они, старец погрузился в молитву - и тут ему,
как бы в тонком сне, предстало дивное видение.
В великой
славе предстал ему сам Угодник Божий и сказал: "Спасибо тебе
за то, что потрудился для меня. Поминай на проскомидии моих родителей
иерея Никиту и Марию".
"Святитель
Божий,- отвечал поражённый старец,- как же я, грешный, дерзну молиться
о них, когда сам ты пребываешь в такой славе у Господа?"
"Поминай
их при принесении Бескровной Жертвы,- снова повторил Святитель,-
ибо это - выше моих молитв".
Видение
закончилось. Не чувствуя себя достойным подобного откровения и не
доверяя себе, старец, несмотря на поздний час, поспешил к Владыке
Митрополиту и, павши ему в ноги, поведал о бывшем с ним.
Внимательно
выслушал мудрый архипастырь взволнованного старца и успокоил его,
говоря: "Верю, что Господь устами святителя Феодосия поистине
открыл тебе великую тайну безмерной Своей милости, даруемой Им людям
через нас, недостойных пастырей, при совершении Божественной Литургии
и принесении Бескровной Жертвы. До времени умолчи о бывшем тебе
видении, молись, как заповедал тебе Угодник Божий, а там сам Господь
имиже весть судьбами поможет тебе утвердиться в виденном".
Нужно
же сказать, что ни память народная, ни история не сохранили имён
родителей Святителя Феодосия.
Слова Владыки оказались пророческими. Прошло несколько лет, и в
одном из самых древних киевских монастырей - Выдубицком - был найден
Синодик из рода Углицких и в нём собственноручная запись святителя
Феодосия, бывшего в том монастыре игуменом, имён его родителей:
иерея Никиты и Марии".
Есть
еще множество рассказов о великой пользе поминовения на Проскомидии
живых и умерших людей, но и этого будет вполне достаточно, чтобы
убедиться в этом.
|