Наука о Богопознании
 
Главная > Статьи > В чем состоит подлинная /истинная/ Свобода
В чем состоит подлинная /истинная/ Свобода
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
 
"Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха.
Итак, если Сын (Христос) освободит вас, то истинно свободны будете."

/Евангелие от Иоанна 8, 34-36/
 

Однажды по пустыне (это было в IV веке) шел старец с учениками, и вот старец говорит одному ученику - вырви этот маленький кустик. Ученик легко сделал это. Они продолжили путь дальше, затем старец вновь говорит ученику - теперь вырви вот этот кустик (а кустик был уже большего размера). Ученик вырвал и этот кустик, но с большим усилием. Продолжая идти дальше, старец увидел большой куст, и сказал ученику, чтобы он вырвал этот куст. Ученик, как ни старался его вырвать, так и не смог этого сделать. Тогда старец сказал шедшим с ним ученикам - вот так и страсти (пороки), когда они еще в зачаточном состоянии, их с Божией помощью, можно победить. Но когда они от повседневного навыка овладеют нами, мы победить их уже не сможем, они нас погубят, не только в этой земной жизни, но и в вечной.

Многие из нас знают такой пример: когда змея встречается с лягушкой, она начинает ее гипнотизировать, и лягушка, попав под гипноз, ползет к ней прямо в пасть и сильно кричит. Лягушка понимает, что ей уже смерти не миновать, но ничего сделать не может. Так и человек, развивший в себе страсти, знает и понимает, что они его погубят, но сделать ничего уже не может, потому что он раб (пленник) страстей, он скован ими, как тяжелыми оковами, и идет на смерть, смерть земную и вечную.

Как много за последние годы во всем мире любят говорить, писать и разглагольствовать о разных свободах и раскрепощенности человека. Не будем их перечислять, они всем известны. Скажем только о последнем увлечении - так называемой демократии, это последняя ступенька раскрепощения человеческих страстей (что хочу, то и делаю; как хочу, так и понимаю и т.д.).

Демократия началась не на земле, она началась еще на небе. Первым революционером и демократом был Денница (падший ангел), он не послушался Бога, захотел сам стать как бог, а причиной была гордыня. Именно эта гордыня, как основание, лежит во всех ветвях и направлениях этой пресловутой свободы, своеволия и демократии. Главный удар или основная цель этого своеволия и демократии направлена была и есть против Бога и Его Заповедей. Именно Заповеди Божии удерживали человека от крайней разнузданности и развития человеческих страстей и греха. Дьявол это знает и поэтому он находит таких людей, которые в течение человеческой истории, своими ложными (по его внушению) философскими и другими учениями отменяют Евангельское учение (т.е. Заповеди Божии) и проповедуют свое, а лучше и точнее сказать, бесовское учение о разных свободах и демократиях. Эти свободы и демократии, в настоящее время, привели все человечество в такое рабство страстей, которого человечество еще не знало за все свое существование. Те физические, социальные и другие рабства, которые были в разных государствах и разные исторические времена, ничего не значат по сравнению с тем духовным и нравственным рабством, которым подвергаются и порабощают себя люди в наше время. Развитые и не уврачеванные страсти губят человека не только в этой жизни, но и для вечной, они со смертью переходят (так учат святые отцы) в вечность и там будут мучить еще в большей степени.

Итак, чтобы получить настоящую свободу, о которой мы хотим говорить, сначала нужно заключить себя в рабство. Да, да в рабство, т.е. отдать себя в рабство Христу и Его Заповедям и исполнению Его воли. И только это рабство освободит нас от внутреннего рабства греха и страстей и сделает человека воистину свободным. Все люди, которые получили подлинную свободу, прошли только этим путем, другого пути нет. Получив эту внутреннюю свободу от страстей, они, подобно орлу парящему в высоте, не бояться, что будут уловлены страстями мира сего, потому что они уже свободны от них. Но эта настоящая и подлинная свобода достигается большими трудами и потами, или как говорят святые отцы, лично достигшие этой свободы - "отдай кровь и приими Дух".

Приведем небольшую выписку из книги Никодима Святогорца "Невидимая брань". Старец Никодим показывает, как свобода важна и бесценна в очах Божиих для спасения человека, и как трудно приобретается.

"Видишь теперь, брате, в чем дело. Предполагаю, что ты изъявляешь готовность и порываешься достигнуть высоты такого совершенства. Буди благословенно рвение твое! Но уготовься и на труды, поты и борения с первых же шагов течения твоего. Все должен ты предать в жертву Богу и творить одну волю Его. Но ты в себе самом встретишь столько волений, сколько у тебя сил и потребностей, которые все требуют удовлетворения, невзирая на то, согласно ли то с волею Божиею. Потому для достижения возжеланной тобою цели, тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе; иначе - должно непрестанно бороться с собою и со всем, что благоприятствует твоим волениям, возбуждает и поддерживает их. Уготовься же на такое борение и на такую брань и ведай, что венец - достижение возжеланной тобою цели - не дается никому, кроме доблестных воителей и борцов. Но сколько брань сия наитруднейша есть паче всякой другой, - так как, вступая в брань с собою, в себе же самих встречаем и противовоителей, - столько же победа в ней наиславнейша паче всякой другой, и, главное, паче всего благоугоднейша Богу. Ибо если, воодушевясь ревностию, победишь и умертвишь беспорядочные страсти свои, свои похотения и воления, то благоугодишь Богу паче и поработаешь Ему благолепнее, нежели избичевывая себя до крови и истощая себя постом больше всех древних пустынножителей. Даже то, если ты, искупив сотни рабов-христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей. И какое бы вообще дело, будь оно самое великое, не предпринял ты и с каким трудом и какими пожертвованиями не совершил бы его, не доведет оно до той цели, какую достигнуть возжелал ты, если притом ты оставляешь без внимания страсти свои, давая им свободу жить и действовать в тебе. Наконец, после того как узнал ты, в чем состоит христианское совершенство и что для достижения его необходимо тебе вести непрестанную и жестокую брань с самим собою, надлежит тебе, если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани и сподобиться достодолжного за то венца, водрузить в сердце своем следующие четыре расположения и духовные делания, как бы облещись в невидимыя оружия, самые благонадежные и всепобедительные, - именно: а) никогда ни в чем не надеяться на себя; б) носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога; в) непрестанно подвизаться и г) всегда пребывать в молитве".

Итак, почему старец Никодим предает такое большое значение победе (врачеванию, искоренению) человека над страстями? Повторим его слова: "Ибо, если воодушевясь ревностию, победишь и умертвишь беспорядочные страсти свои, свои похотения и воления, то благоугодишь Богу больше, чем избичевывая себя до крови и истощая себя постом больше всех древних пустынножителей. Даже то, если ты, искупив сотни рабов-христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей".

А предает он этому такое большое значение потому, что из личного духовного опыта знает и понимает, что все те жизненные катастрофы между людьми происходят именно на неуврачеванных страстях. Они сейчас в мире умножились в людях, как никогда сильно, глубоко и обширно. Распространению их способствуют все стороны и направления человеческой жизни. Апостол Павел предвидя это состояние людей Духом Святым, писал Тимофею: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, гордые, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримерительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Послание к Тимофею гл.3, 1-5).

Все здесь перечисленные, апостолом Павлом, внутренние состояния людей, есть проявления страстей по отношению к другим людям. В этих страстях ныне утопает (живет) современный мир. Но мы должны знать, что победить страсти, уврачевать их, искоренить, мы можем только с помощью Христа, об этом он сказал (и это подтверждается самой жизнью) Апостолам перед Крестными Своими Страданиями: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Евангелие от Иоанна гл.15, 4-6).

Итак, современный мир (человечество) так много заботясь и проповедуя о разных свободах, находится в крайнем и глубоком рабстве, рабстве греха и страстей, которого еще не знало человечество от сотворения мира. Сколько в мире пролито человеческой крови от разных переворотов и революций, добиваясь каких-то свобод и демократий, улучшений жизни, но, так и не добились улучшений, потому что люди, делающие все эти революции оставались в порабощении страстей. И сколько людей находившихся во внешнем рабстве, в кандалах и тюрьмах, в тяжелых условиях социальной жизни, в тяжелых болезнях, но находясь во внутренней свободе от греха и страстей, ликовали и за все благодарили Бога. "Слава Богу за все" произнес святитель Иоанн Златоуст перед смертью.

Приведем еще один рассказ из древнего Патерика, повествующий, какие бывают тяжелые брани со страстьми, особенно для тех, кто думает, что страсть можно победить своими силами.

Пример из жизни одного пустынника.

Некоторый брат рассказывал нам: некогда случилось, что меня смущали помыслы вожделения жены так, что я не знал, что делать от напора их и от ночных мечтаний. Когда я был уже близок к тому, чтобы оставить пустыню и возвратиться в мир, пришел мне помысл идти во внутреннюю пустыню для посещения старцев. Я немедленно пошел и в продолжении 20-ти дней посещал святых Отцов состарившихся в пощениях, между которыми нашел величайшего и искуснейшего по рассуждению и подвигам святого авву Памву, ему осмелился я исповедать брань мою. Старец сказал мне: не удивляйся случившемуся с тобою: ты страждешь это не от расслабления, но от подвига, что доказывается тем, что живешь в месте скудном жизненными потребностями и лишенном общения со многими человеками… Ты видишь, как я стар: 70 лет живу в келии этой в попечениях о спасении моем. В такой старости, поныне претерпеваю искушения и напасти. И говорил он мне, уверяя в справедливости рассказа своего клятвою: поверь мне, чадо, что в продолжении 12-ти лет не оставлял меня блудный бес, ни днем, ни ночью, непрестанно нападая скверными помышлениями и мечтаниями, и говорил я сам в себе: Бог отступил от меня, и потому побеждаюсь страстями. Я решился лучше умереть, нежели оскверниться плотскою страстию, пошел в пустыню с намерением предать себя на съедение зверям, и, нашедши там логово медведя, вошел туда, раздевшись донага, повергся на землю с тем, чтоб звери, когда придут, съели меня. К вечеру пришли звери, обнюхали меня с головы до ног, и в то время, как я думал, что они съедят меня, они пошли от меня, ничем не повредив мне. Уразумев, что Бог помиловал меня, я возвратился в свою келию. По прошествии краткого времени опять начал меня беспокоить бес блудный, так что я от великой скорби и печали впал в хулу. Враг же, увидев меня в смущении, превратился в некоторую девицу эфиоплянку, которую я видел некогда на жатве, собиравшую колосья, и, пришедши ко мне, сел на колена мои и так помрачил меня, что мне показалось, что я совокупился с нею. Очень опечалившись, в ярости, ударил я ее по щеке, и тотчас она исчезла. От удара этого я не мог в продолжении двух лет поднести руки моей к устам по причине лютого смрада. В то время, как я предавался крайнему малодушию и терял благонадежие, опять пошел в пустыню, и, нашедши малую змею, взял ее и приложил к тайным моим членам, чтоб она укусила и я умер. Я приставил к ним главу змеи, но она не тронула их, - и вот слышу голос, говорящий мне: Памва, иди в келию твою, и отселе будь спокоен: Я предоставил тебе искуситься с тою целью, чтобы ты не высокомудрствовал о себе и не мнил, что можно сделать что-либо доброе без помощи Божией: познай немощь твою и не уповай на подвиг твой, но прибегай к помощи Божией. Удовлетворившись таким образом, я возвратился в келию, и с того времени не беспокоила меня брань, я пребывал в мире, возлагая на Бога печаль мою. (Отечник. с.452-453).

 
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
 
 
Копируя материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogopoznanie.science
Авторские права.
наука о Богопознании
 
© Copyright Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО https://www.vernoe-delo.com /.