Наука о Богопознании
 
Главная > Статьи > Диспуты с атеистами
Диспуты с атеистами
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
 
Проект О науке Богопознания
 

Нужны ли диспуты о вере в Бога с атеистами? Абсолютно бесполезны… Да больше скажем, не только бесполезны, но и вредны.

Диспуты о вере и неверии (атеизме) очень практиковались в России после революции, когда на государственном уровне насаждался атеизм населению в принудительном порядке.

Вот один пример: после революции был такой обновленческий митрополит Введенский и большевистский революционер, нарком просвещения РСФСР Луначарский. Оба они были людьми образованными. Вот они устраивали религиозные диспуты. На эти диспуты приходило множество народа и с интересом слушали их доклады и споры. Помогали ли они верующим стать атеистом, а атеистам стать верующими? Абсолютный ноль….

В 70-е годы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходили съемки фильма "Борис Годунов". Съемочная площадка находилась в Духовском храме Лавры, куда я был назначен дежурным и смотрящим за порядком. Артисты были одеты в костюмы времен Годунова, они ходили по храму, выходили из храма, крестились, шел съемочный процесс… В перерывах между съемками они окружали меня и задавали множество вопросов на религиозную тему. Одна пожилая артистка рассказала мне такую историю. После революции она была еще совсем юной девушкой и очень любила ходить на диспуты Луначарского и Введенского. Когда выступал митрополит Введенский - то он так красноречиво и убедительно доказывал, что Бог есть. А когда выступал Луначарский - все убеждались, что Бога нет… Я задал ей вопрос: "Ну и как, помогли вам эти диспуты? Вы пришли к вере в Бога?" "Нет, не пришла!" - ответила артистка.

А не пришла она к вере потому, что уже была неверующая, и Бога не искала. А споры и диспуты двух личностей и их доказательства ей были безразличны - в одно ухо влетало, а в другое вылетало, сердце оставалось пустым… Люди посещали эти диспуты ради любопытства, внутри же оставаясь каждый при своем мнении…
Что же представляют собой люди верующие и неверующие?

Верующие люди (имеем в виду только православных) имеют большой диапазон веры, от самой минимальной веры до знания Бога.

Основное число людей (говорим о России) ведут животный образ жизни, круг их жизненных интересов это материальное благополучие, семья, дети, образование, работа, развлечения и т.д. Пришел с работы, поел, посмотрел телевизор, интернет и спать…. Бог, жизнь вечная (Царство Божие) для них совершенно не существуют, они об этом никогда не вспоминают и на эти темы не хотят даже говорить.
К какой категории можно отнести этих людей? К атеистам? - Нет. К агностикам? - Нет. Это просто духовно мертвые люди, они относятся к животному образу жизни, для них все равно есть там Бог или нет, они живут как животные. И таких людей примерно половина из числа населения нашей страны. Они не хотят забивать себе голову сложными вопросами, о таких людях сказал Христос в Евангелии: "Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов…"

Есть категория людей, которые чуть выше находятся от первых, они не отвергают Бога, иногда им приходит мысль - может быть там что-то и есть, кто это знает? Но особенно этим вопросом не занимаются, повседневная житейская суета убивает и эти маленькие ростки о Боге. И они ничем особенно не отличаются от первых, так проходит их жизнь, и они умирают, не познав Бога.

Следующая ступень или категория людей - это те, которые уже считают себя верующими, они не отвергают Бога, но совсем не воцерковленные, в храм ходят очень редко - на Пасху (освятить куличи), Рождество, Крещение (набрать воды), в поминальные дни (помянуть родных и близких). Иногда даже приходят на исповедь, пытаются причаститься Христовых Таин, если священник допустит, ведь посты они не соблюдают, да и в семейных делах у них полный кошмар. Повседневная молитва - это не для них, обычно они говорят - у меня Бог в душе. А так, обычная, повседневная греховная жизнь с удовлетворением развитых страстей, как и у большинства людей. К ним относится народная пословица: "вымытая свинья снова идет валяться в грязи, а пес возвращается на свою блевотину".

Следующая категория - это уже церковные люди или, как принято говорить, воцерковленные. Они постоянно ходят в храм, в воскресные дни, в двунадесятые и большие праздники и т.д. Они стараются соблюдать посты, пребывают в молитве, следят за своей повседневной жизнью, грехами, и по силе стараются искоренять греховные навыки и страсти. Но, как говорится, нет человека без греха, иногда падают в грехи, кто-то по укоренившейся страсти, кто-то по немощи… Но это уже верующие, церковные люди. Они относятся к людям спасающимся. Все то, чего не хватает, чтобы помиловать человека, Бог восполняет попущением им болезней и скорбей, чем постепенно очищается душа и готовится к переходу в вечность. Эта категория людей уже относится к области верующих, т.к. проходя поприще своего спасения, они уже бывают отчасти во брани с грехом, страстями и дьяволом. И участвуя в Таинствах Церкви, а это значит переживая, ощущая действия благодати, опытно познают не только Бога но и сопротивные силы - дьявола, страсти, силу греха. Это уже личный, внутренний опыт познания Бога, хотя и не особенно значительный. Эти люди верят в Бога, что Он есть. Но мы должны оговориться, что эта категория людей еще не изгнала бесов изнутри своего сердца, ибо через грех и страсти бесы еще находятся внутри них. Святые отцы говорят (да мы и сами это чувствуем), сколько в человеке страстей, столько в нем сидит и бесов. Бесы то усиливают в нас свое присутствие, то ослабляют, в зависимости от нашей внутренней жизни.

Итак, мы подошли к самой последней категории духовной жизни в Боге. К категории людей, которых мы называем святыми.
Что это за люди? Это люди, которые через великие духовные подвиги очистили свое сердце от греха и страстей, и соединились с Богом. Но, прежде чем соединиться с Богом, им пришлось подъять великие духовные брани с грехами и страстями, и особенно с бесами.

Дело в том, что природа наша падшая, и поэтому над нами бесы имеют законную власть, они наши хозяева. И когда мы начинаем (захотим) уврачевать, освободить с Божественной помощью ("Ибо без Меня не можете делать ничесоже") эту падшую природу от страстей, дьявол без боя не дает это сделать, начинается сильная брань (война) за внутреннюю чистоту души, брань эта бывает до крови. Поэтому и говорится "отдай кровь и приими Дух".

Но, с другой стороны, именно в этой брани человек познает опытно и свою падшую природу, т.е. свою немощь, что без Бога он не может освободиться от греха и страстей, он познает опытно, что существуют бесы и, главным образом, он познает Бога. Другими словами он уже не верует в Бога, он знает, что Бог есть. Для него никакие "научные" сказки, что Бога нет, уже не имеют никакой силы, никакого действия и значения, потому что он соединился с Богом, и Бог соединился с ним. Но такого высокого состояния (особенно в наше время) достигают очень и очень редкие люди. Для этих людей религиозные диспуты пустой звук, они еще могут иметь значение для тех людей, кто не имеет опытного познания Бога.

 
Автор: архимандрит Иоанн (Захарченко)
 
Копируя материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogopoznanie.science
Авторские права.
наука о Богопознании
 
© Copyright Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО https://www.vernoe-delo.com /.