Наука о Богопознании
 
Главная > Исследования > Пророчества и предсказания оккультного мира и его влияние на формирование лжеучений православных "старцев". Старцы мнимые и настоящие
Пророчества и предсказания оккультного мира
и его влияние на формирование лжеучений
православных "старцев". Старцы мнимые и настоящие
 
 
 

С момента падения и отступления человека от Бога, Господь устрояет спасение его Своим премудрым Домостроительством. Но и враг рода человеческого, диавол, тоже не дремлет, он расставляет свои сети для уловления и погибели человека. В Священном Писании - Библии, Евангелии, мы читаем, что Бог во все времена воздвигал своих Пророков, Апостолов, Учителей и проповедников для возвещения Своего учения и Своей воли. У диавола также были свои лжепророки, лжеапостолы, лжеучителя, и прочая оккультная нечисть: волхвы, чародеи, маги, колдуны.
Бог творил чудеса, когда это было необходимо для укрепления людей в вере, и диавол творил чудеса, хотя и ложные, для уловления отступивших от Бога людей. Множество таких примеров мы видим в Библии. Господь через пророка Моисея хотел вывести Израильский народ из Египта, но фараон не отпустил их. Тогда Господь, через пророка Моисея, стал творить чудеса с помощью жезла, и фараон, в свою очередь, призвал волхвов и чародеев, которые также, с помощью диавола, стали творить чудеса.

Интересные события описаны в Библии при пророке Илии. Во времена правления в Израиле царя Ахава и царицы Иезавели отошли они от поклонения истинному Богу и стали поклоняться языческим идолам, подняли гонения на пророков истинных и многих казнили. Хотели убить и пророка Илию, но он скрылся. Видя это нечестие, пророк Илия помолился Богу, чтобы не было дождя три с половиной года. По прошествии этого времени было слово Господне к пророку Илии идти и показаться Ахаву.

"И пошел Ахав навстречу Илии. Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалу; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных]; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог.

И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так]. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.

Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.] Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова [на жертвенник], и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.]-Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк [и воззвал на небо] и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!] Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там" (Третья Книга Царств, гл. 18).

Некоторые умники-атеисты могут смутиться, а не слишком ли жестоко пророк Илия поступил со лжепророками? Нельзя ли было их отпустить на все четыре стороны? Где же любовь и милосердие Божие? Нет, не жестоко! Отступление от поклонения и исповедания истинному Богу царя и почти всего Израильского народа было дело их учения и проповеди. Именно они потрудились, чтобы народ отошел от Бога истинного и стал поклоняться идолу Ваалу. А это значит, что весь народ губил свои души для вечной жизни. И если их оставить в живых, то они продолжали бы обольщать народ своим ложным учением.

Мы привели примеры из Ветхозаветной истории, где волхвы, чародеи и лжеапостолы, с помощью бесовской силы воздействовали на людей и удаляли их от Бога. Теперь возьмем примеры из Новозаветной истории (Евангелия). В Деяниях Апостолов читаем:

"Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они принялиДуха Святаш. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды" (Деяния Апостолов, гл. 8).

Вот еще пример взятый из Деяний святых Апостолов.
"Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню" (Деяния Апостолов, гл. 13).

Из книг Священного Писания - Ветхого и Нового Завета мы видим, что параллельно с Божиим Домостроительством спасения людей, диавол созидал свое дело для погибели людей в данном направлении оккультного мира.
Рассказы, которые мы привели, были в прошлом, что же происходит теперь? Теперь оккультный мир не только не умалился (после атеизма и материализма), но еще больше входит в нашу повседневную жизнь, одолевая и гипнотизируя наши умы и сердца. Все средства массовой информации (телевидение, газеты, книги, интернет и т.д.) буквально переполнены различными колдунами, экстрасенсами, волхвами и прочей нечистью. И что тут удивительного? Народ верит им, обращается к ним, ищет их, просит у них помощи. Какая же духовная слепота! Индейцы Майя, Нострадамус, Вольф Мессинг, Кейси, Ванга, Кашпировский, Чумак, Джуна - вот некоторые из тех, кто предсказывал будущее, занимался лжецелительством. И люди настолько слепы, что не задумываются, а какой силой они все это делают?
Когда святые предсказывали будущее, то они это делали по внушению и действию Духа Святого. Откуда же могут знать будущее колдуны, когда они исполнены легионов бесов? Верующим людям известно, что бесы будущего не знают, будущее знает только Бог, и поэтому их предсказания - филькина грамота, сущая и несбыточная ложь.
А сколько людей, обратившихся к ним за помощью, пострадало и ныне страдает от этих экстрасенсов, колдунов и целителей, знают духовники, которые исповедуют народ. Прибегая к одному или другому колдуну или целителю, они становятся бесноватыми и только после этого приходят к Церкви. И по своему неведению, в первую очередь идут на отчитку. О оккультном мире все понятно - сплошная бесовщина, что касается пророчеств, предсказаний, целительства и т.д. На этом поставим точку.

Теперь по этой теме перейдем в церковную среду, здесь тоже не так все свято и гладко. В СМИ мы можем найти не только колдунов и магов, предсказывающих будущее, но и православных "старцев". Многие православные люди фанатично относятся к своим духовникам, приписывая им такие духовные дарования, которых они на самом деле не имеют, из простых духовников возводят их в ранг старцев и прозорливых, создают им ореол святости. А создав этот ореол, они уже без особого рассуждения принимают от них все, ведь они говорят "от Бога". Далее следует распространение предсказаний и пророчеств того или другого "старца" и обязательно с искажением и добавлением от себя, приспосабливая его к духу времени. Так СМИ наполняются несбыточными предсказаниями и пророчествами для соблазна не только неверующих, но и верующих. Есть старцы, в которых действительно говорит Дух Святый, и есть состарившиеся старички, которых возвели в "старцы" их окружение, духовные чада. О таких лжестарцах говорится в книге "Мифы о вере и Церкви":

"Геронтомания - поиск "старцев". Напрасно многие современные "старцеискатели" полагают, что ими руководят примеры великого старчества из истории христианства, отнюдь. Стремление многих православных к духовному рабству и зависимости от воли сомнительных "старцев" напоминает времена, когда после принятия Русью христианства по ее просторам ходили разные вещуны и волхвы, пугая нетвердых еще в вере людей гневом богов: неурожаями и болезнями. Или петровские и послепетровские времена, когда старообрядческие посланцы призывали всех бежать в скиты "от антихриста". Таким образом, алармизм (повышенная тревожность) и эсхатологический психоз (эсхатология - учение о конце света) постоянно наблюдались в истории в различных вариациях и провоцировались "старцами". "Старец" - это архетип многих народов, олицетворение мудрости, тайных знаний: друид, шаман, тибетский лама и т. п. Именно этот архетип заставляет людей искать "духовного сверхчеловека", противопоставляющего себя и свою доктрину Церкви и Ее учению.

Технофобия - боязнь продуктов технического прогресса. Носителями этого вида фобии чаще всего выступают старые больные одинокие люди. Они считают, что компьютеры, банкоматы, аудио-видеотехника и т. д. суть - "бесовщина". Такие люди активно способствуют распространению всяких слухов о близком конце света. Технофобия и геронтомания тесно связаны между собой. "Старец", боязнь техники и отождествление ИНН с "печатью антихриста" шествуют обычно вместе.
Сегодня развилась какая-то болезненная страсть - искать прозорливых старцев. Господи, помилуй, но зачем тебе знать будущее! Времена и сроки во власти Божией.

То количество "старцев", которое сегодня появилось, конечно, ужасает. Они возникают в самых разных местах, хотя еще недавно о них никто и слыхом не слыхивал. И многие из них в сане находятся в лучшем случае не более десяти лет. Дико для православного человека видеть объявления о том, что организуется экскурсия и в ней, наряду с посещением тех или иных святых мест, предусмотрено и "посещение прозорливого старца".

Я хочу, пользуясь случаем, обратиться ко всем верующим людям: если вы встречаете такое объявление - близко не подходите. Не может не только старец, а просто человек, более-менее здоровый духовно, допустить, чтобы о нем вот так писали и к нему: деньги возили экскурсантов. Я очень советую всем, кто любит ездить по святым местам, познакомиться с творениями святителя Игнатия Брянчанинова, в частности, с теми, в которых он говорит об "актерстве" последних времен, о людях, надевающих на себя личины святости, тогда как на деле от святости они очень далеки.

Самым опасным и распространенным типом псевдоправославного оккультизма стала массовая современная апокрифическая литература, содержащая были и небылицы о современных старцах, старицах, блаженных, откровениях и пророчествах.

Не замечают они и того, что вызвавшее их восторг "пророчество" относится к числу очевидно ложных по тому критерию, который предложил прп. Амвросий Оптинский для различения пророчеств истинных и лживых. "Спрашивали старца Амвросия: Случается иногда встречаться с человеком, который верно говорит о прошедшем, предсказывает будущее, и сбывается, а между тем за святого его принять трудно, судя по другим сторонам его жизни. Старец дал такое пояснение: "Верить всем юродивым, блаженным дурочкам и т.п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога... Отличительное свойство вражеских предсказаний то, что они всегда бывают мрачные, дурные, всегда сулят одни несчастия и всегда приносят одно смущение в душу. Если предсказывает кто-либо из рабов Божиих по внушению Святого Духа, то хотя и они предупреждают иногда о скорбях, но это сопровождается мирным, покаянным и сокрушенным настроением души".

"Рассказ монахини Варвары (Пыльневой) о своем старце иеросхимонахе Иннокентии: "Я задала старцу вопрос:
-Вот Лавру (Троице-Сергиеву Лавру) открыли, будут там монахи, а можно ли будет у них исповедоваться?
- Можно.
- А будут ли среди них старцы, и можно ли искать у них духовного руководства?
- Духовники будут, и будут они набирать себе духовных чад, вот только и сами они намучаются и обращающихся к ним измучают. И это потому, что старчество передается от старца к ученику, а они будут самоучки, и в старчестве не искусны. А поэтому будут много погрешать в советах неправильных, от которых люди будут страдать. И поэтому, как духовники, так и обращающиеся к ним, будут вариться в собственном соку. Таково будет тяжелое время." (Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин). Старец Зосимовой Пустыни).

 
наука о Богопознании

А теперь немного из биографической истории. В 1964 году я поступил в Московскую Духовную Семинарию, и здесь познакомился и подружился с одним студентом, его звали Иоанн Хильчук. Он был старше меня лет на 13 и имел уже духовный опыт, прошел большие искушения до прихода к Церкви и Богу.

Однажды он меня спросил, нашел ли я себе духовника? Я ответил, что уже нашел, и подхожу к отцу Кириллу (в то время о.Кирилл, о.Наум и о.Тихон (Агриков) проявляли себя как старцы).

"Нет, нет, - говорит он, - это совсем не то, я знаю этих духовников, я тебе советую, как другу, избрать себе духовником иеромонаха Иоанна (Маслова), который сейчас учится в Семинарии. Это настоящий глинский старец и ты не пожалеешь". "Но я уже выбрал отца Кирилла, какая разница?" - отвечал я ему. Но он продолжал настаивать обращаться к отцу Иоанну. У меня в то время, конечно, не было никакого духовного опыта и было без разницы, к кому обращаться. Но все же я его послушал и стал иногда подходить к отцу Иоанну, не оставляя и отца Кирилла. И так у меня было два духовника. Отец Иоанн меня и не приближал и не прогонял от себя, я поисповедуюсь у него и ухожу. Постепенно я стал обращать внимание на то, что это совершенно разные духовники. Бывало спросишь о чем-либо у о.Кирилла, он скажет делать вот так, затем этот же вопрос задаю о.Иоанну, он отвечает не сразу, но углубляется в себя, молчит какое-то время, а потом говорит, ты делай вот так.

Со временем я убедился (да и не только я), что отец Иоанн всегда молился Богу и узнавал волю Божию и только тогда говорил. А узнав волю Божию, никогда своего благословения не менял, как бы ты его не упрашивал. У о.Кирилла такого не было, если его попросить, он мог благословение поменять.

Схиархимандрит Иоанн
(Маслов)

Приведу один пример прозорливости о.Иоанна. Один студент обращался к батюшке и был довольно близок к нему.Он познакомился с девушкой и решил жениться на ней, взяв на это благословение у о.Иоанна. Но проходило время, год, второй, третий пошел, а батюшка не благословляет ему жениться на ней. Наконец, у студента закончилось терпение, он подошел к отцу Иоанну и с гневом говорит: "Батюшка, до каких пор вы будете отказывать мне в благословении? Уже третий год проходит, а вы не даете мне жениться на ней". Отец Иоанн посмотрел на него, увидел его раздражение и говорит: "Ну ты понимаешь, небо молчит! Небо, как медное, оттуда нет извещения. Ты это понимаешь?" Вскоре отец Иоанн умер, а студент так и не женился на этой девушке, нашел другую и женился на ней.

О духовной прозорливости отца Иоанна можно приводить множество случаев, но это займет много времени.
В числе насельников Лавры был архимандрит Тихон (Агриков). К нему обращались насельники за руководством, но постепенно некоторые стали от него уходить. Среди них игумен Марк (Лозинский) и архимандрит Феодор, и оба перешли к отцу Иоанну (Маслову). Причиной ухода стало то, что стали замечать склонность отца Тихона к духовной прелести. Отец Иоанн (Маслов) как-то косвенно сказал об этом своим близким: "ой, у него что-то не то"... Этот слух дошел до наместника Лавры архимандрита Иеронима, а он обращался к отцу Тихону. Однажды о.Иероним пришел в Духовную Академию к ризнице (в то время отец Иоанн был ризничим), схватил о. Иоанна за бороду и стал трясти, приговаривая: "ты что распространяешь слухи, что у о.Тихона что-то не то!". Когда архимандрит Иероним умер, он явился отцу Иоанну и сказал: "Отец Иоанн помолись за меня, мне очень тяжело, я знаю, что ты можешь мне помочь". Он не явился ни отцу Тихону, ни Кириллу, ни Науму, а явился тому, кого тряс за бороду, потому что оттуда уже хорошо видно кто есть кто.

Однажды я спросил отца Виссариона об отце Тихоне (его келлия была через стенку от келлии о.Тихона). "Правда ли, что в о.Тихоне замечают склонность к духовной прелести?" "Ты знаешь, - отвечает он, - я согласен с этим. Я слышу по ночам, когда он молится, сильно горячит себя, бьет себя в грудь, издает какие-то звуки, что запрещено святыми отцами".
В Лавре живет архимандрит Никодим, он мне рассказывал несколько раз случай об отце Тихоне. У отца Никодима есть родная сестра, монахиня, она была духовной дочерью архимандрита Серафима (Романцова), Глинского старца. Когда закрыли Глинскую пустынь, почти все старцы переселились на Кавказ. Отец Серафим проживал в г. Сухуми. Однажды она с подругой поехала в Сухуми к старцу Серафиму для духовной беседы. Вот сидят они со старцем, ведут разговор, вдруг приезжает отец Тихон (Агриков). Отец Серафим сказал им, чтобы они вышли в соседнюю комнату, так как ему нужно поговорить с о.Тихоном. Они ушли, но им было слышно такой разговор: отец Серафим начал сильно ругать и буквально требовать, чтобы отец Тихон прекратил заниматься духовничеством. "Я тебе говорю, прекрати заниматься этим делом, иначе сильно повредишь себе в спасении своей души". Но о.Тихон стал оправдываться, как он может им отказать, когда они идут к нему. Но отец Серафим снова и снова требовал прекратить заниматься духовничеством. Конечно, о.Тихон не послушал о.Серафима и продолжил заниматься этим, слишком много у него было духовных чад. После, на него подняли гонение и ему пришлось уйти из Лавры и скитаться по всей России.

Вернемся к духовному руководству отца Кирилла.
Отец Иоанн (Маслов) хорошо знал отца Кирилла и дал ему такое определение - по жизни свят, но как духовник и руководитель - слабый.
Русскую Православную Церковь сотрясали и волновали искушения по поводу ИНН, штрихкодов, новых паспортов, чипов и т.д. По этому поводу в МДА по благословению Святейшего Патриарха Алексия II собралась богословская комиссия, в ней принимали участие многие архиереи, богословы, представители от разных монастырей, чтобы общим советом выработать единое богословское определение. Является ли все это печатью (или предпечатью) Антихриста, как утверждали представители этого движения. После многочисленных дебатов и выступлений Комиссия пришла к заключению, что все это вышло от сектантов, а следовательно от бесов и не является печатью Антихриста. Митрополит Филарет (Вахромеев) Экзарх Белорусской Православной Церкви и архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря поехали в Переделкино к отцу Кириллу, чтобы он (как духовник Лавры) подписал этот документ. Архимандрит Кирилл категорично отказался подписывать документ. Они долго просили, уговаривали, чтобы он подписал, так как это решение не одного человека, а голоса Полноты всей Православной Церкви, но он так и не подписал его. Что это значит? А это значит, что отец Кирилл свое личное мнение поставил выше мнения и решения Полноты всей Православной Церкви. Что из этого следует? А следует то, что он возглавил, стал впереди этого сектантского, бесовского движения, ведь он имел большое влияние и авторитет на тысячи православных людей.
Отец Кирилл так же не поддержал архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который полностью был на стороне богословской комиссии и на стороне Патриарха Алексия II.
Отец Иоанн (Крестьянкин) был настоящий старец, имел дар прозорливости, а следовательно, в нем говорил Дух Святой (мы в этом не сомневаемся), то как тогда понимать направление о.Кирилла?
Если бы о.Кирилл подписал определение Богословской комиссии и не пошел против общецерковного определения и о.Иоанна (Крестьянкина), то не было бы раскола в церковной среде, и братия прислушалась бы к голосу двух старцев. Тогда не было бы тех многочисленных страданий у сотен и тысяч православных людей, которые потом, как следствие, были подвержены этому лженаправлению.

Насколько известно о.Кирилл, по своему внутреннему характеру был склонен к эсхатолии (скоро конец света, вот-вот придет антихрист и т.д.). Большое влияние на его направление оказал архимандрит Исаия, его духовный сын. Он был человеком образованным, знал иностранные языки и одним из первых начал переводить с греческого языка статьи об ИНН, подключил к этому и некоторых из братии монастыря. О.Исаия главный составитель книги "Россия перед вторым пришествием", некоторое время спустя эту книгу запретили продавать в книжных магазинах.
О.Исаия имел два высших образования, светское и духовное, закончил Московскую Духовную Академию. Он вел духовный образ жизни, постоянно читал Иисусову молитву. Но когда началось это сектантское движение об ИНН, он первый начал распространять переведенные с греческого языка статьи на эту тему и увлек за собой некоторых из братии. О.Исаия имел влияние на братию, некоторые избрали его духовником, к нему обращались студенты семинарии и академии. Со временем, с ним стали происходить очень странные вещи, он раздевался до гола, выходил на крышу Варваринского корпуса и стоял там, как свеча, под палящим солнцем длительное время. Своих духовных чад он принимал в келлии только после того, как они раздевались в коридоре. Одному студенту семинарии он паяльником выжег фигуру в виде креста на спине (за грехи) и затем дал ему епитимию - вечером, возле реки, класть поклоны без обуви, а была уже глубокая осень и морозы. Студент отморозил себе пальцы ног и попал в больницу.
В начале всего происходящего с ним, некоторые его почитатели говорили, что он юродствует и этим обличает наместника Лавры и других из братии.
Очень много и другого он "чудотворил", но и этого достаточно, чтобы дать определение | его прелестного состояния. Дальнейшие его действия показали, что это было Божие попущение, и началась духовная прелесть.
В конце концов, собралось руководство монастыря и МДАиС и с благословения Патриарха Алексия II его удалили из монастыря и поместили в психиатрическую лечебницу. Там он пробыл не долго, один протоиерей взял его на поруки и последнее время он жил у матери. Когда в Актовом зале МДА проходила Библейско-богословская комиссия по вопросам ИНН, электронных паспортов и т.д., на нее пришел и о. Исаия, он стоял и слушал все доклады и выступления ее членов. После окончания всех дебатов он схватил отца Тихона (Шевкунова) и потащил его в приемную Ректора Академии. Там у них началась смертельная словесная перепалка, дошедшая до белого каления, в итоге, о. Исаия не выдержал, послал своего оппонента куда подальше и выскочил в разъяренном состоянии. Весь этот скандал происходил на глазах у секретаря Владыки.
И еще один случай связанный с о. Исаией.
Как-то на исповедь подошла женщина и сказала, что она духовная дочь о. Исаии и пришла за советом. Она рассказала, что ее к о. Исаии привел ее сын, который учится в Академии. Сын начал ходить к нему давно по совету своих друзей. Но прошло время, и он решил уходить от него. Она пыталась узнать, что случилось, ведь теперь и она стала обращаться к нему. "Мама, - говорит сын, - в начале, я не разобрался, кто этот человек, просто доверился друзьям и их рекомендации, а когда сам начал присматриваться, то понял, что этот человек слушает и верит только себе, для него нет авторитетов, и я уверен, что в будущем его ждет психушка.,.". Он ушел от него, со временем ушла и мать по благословению о.Кирилла.
Отец Исаия умер, но семена его направления дали обильные всходы и глубоко проросли в умах и сердцах многих из братии...

Архимандрит Наум - всех наставил на ум.
Отец Наум, как духовник, как руководитель - специфический, одни его возносят до небес, другие низводят до ада. Лично мне он мало известен, я никогда к нему не обращался. Но, иногда, приходилось общаться с теми людьми, которые были близки к нему, но потом пострадали, как им казалось, от неправильного благословения, и они были сильно обижены на него и вследствие чего отошли от него. У о.Наума была традиция всех молодых (или почти всех) девушек отправлять в монастырь. Если в одном монастыре не прижилась, иди в другой, третий и т.д. Приходилось встречать таких девушек в Лавре, которые навзрыд рыдали от нежелания идти в монастырь, но как духовные чада, со скрипом шли в монастырь. Такой подход подобен рабству или крепостному праву. Сразу сделаю оговорку, ко мне на исповедь подходила девушка, она училась в регентской школе при Академии. Она долго колебалась идти ей в монастырь или выходить замуж - ее тянуло то к одному, то к другому, и время от времени она спрашивала меня об этом. Однажды я спросил об этом схиархимандрита Иоанна (Маслова), он мне чуть не с гневом выпалил:
"Не суй свой нос не в свое дело, сама разберется. Понял? Ты что, волю Божию знаешь?" Спустя время, девушка познакомилась со студентом-семинаристом и вышла замуж.

У о.Наума было и политическое направление (мнение). Он считал, что всем миром управляет, так называемое, "мировое правительство", к нему причастны масоны, сионисты и т.д., на эту тему он даже издал книгу. Каждый раз, когда ему приходилось говорить проповедь, он ее не готовил, у него была одна проповедь, начинал он ее от Адама и заканчивал Иисусовой молитвой, мог говорить и час и два, пока его не остановят.
Иисусову молитву рекомендовал всем без разбора. Помню, как-то спросили о.Иоанна (Маслова) о том, что о.Наум дает четки всем, даже детям. На это он ответил: "Да, я знаю об этом, но они (дети) потом становятся бесноватыми". Как и многие другие, о.Наум, ожидал скорое пришествие антихриста, поэтому многим советовал уезжать в деревню и обязательно покупать козу, иметь свой огород и т.д.

Когда наместником Лавры был архимандрит Иероним, произошло большое искушение, в которое был замешан и о.Наум. В то время в Лавре проживали два молодых иеромонаха о.Павел (Лысак) и о.Амвросий (Юрасов), они ударились в старчество, т.е. стали изображать из себя опытных духовников и к ним потянулся народ. К о.Амвросию в основном обращались молодые девушки, он иногда садился в Троицком Соборе на лавочку и к нему выстраивалась большая очередь, как к великому старцу. К о.Павлу в основном шли студенты Семинарии. Он жил в то время в Татарском корпусе, вот туда и шли студенты для душевной пользы. Какую пользу получали приходившие к ним, это еще вопрос... Оба эти молодые иеромонаха были духовными чадами о.Наума, причем очень близкими. И вот произошли события, подобно взорвавшейся бомбе. И о.Павел, и о. Амвросий стали обличать в каких-то смертных грехах наместника Иеронима, эти обличения дошли до самого наместника, и они, естественно, попали в немилость. В то время Благочинным Лавры был архимандрит Матфей (Мормыль), знаменитый регент. Однажды он подходит ко мне и говорит: "Мы тебя переселяем в келлию о.Павла", ни сказав при этом ни слова, почему или по какой причине. Келлия была большая, места хватало. Переселившись, я увидел, как к нему валом идут студенты, он их исповедует, наставляет и т.д. В то время я еще не знал, кем я был в их глазах, а оказывается (я узнал об этом намного позже), они были уверены, что я связан с КГБ, и подселили меня к нему в келлию, чтобы наблюдать за ним и докладывать о его деятельности. О.Павел не обращал на меня никакого внимания, делал вид, что меня не боится и спокойно продолжал свою деятельность. О.Матфей тоже был духовным чадом о.Наума и конечно же был посвящен в этот спектакль. В то время в Лавре жил иеромонах Нифонт (впоследствии он стал митрополитом на Украине, ныне уже скончался), он меня хорошо знал, так как я помогал ему поступить в Семинарию, он также обращался за духовным руководством к о.Науму. Однажды он подошел ко мне и говорит: "А знаешь ли ты, что о.Павел и о.Амвросий считают, что ты и о.Георгий (Тертышников) чекисты? Я им говорил, что никакие они не чекисты, но они и слушать меня не хотели. Они точно уверены и знают, что вы чекисты!"
Я об этом ничего не знал. Тогда мне стало понятно, для чего меня подселили в келлию о.Павла - я должен наблюдать за ним. Когда я прожил какое-то время в келлии о.Павла, о. Матфей меня переселил в Варваринский корпус. Спустя время и о.Павла и о.Амвросия наместник Иероним удалил из Лавры. О.Павел поселился в Москве, а о.Амвросий в г.Иваново. Наместник Иероним знал от кого все это исходит и запретил о.Науму исповедовать народ, но он его не послушал и продолжал исповедовать, т.к. был уверен, что все это исходит от КГБ. Спустя какое-то время отец Матфей попросил у меня прощение.
О.Павел время от времени приезжал в Лавру и исповедовал народ в храме, к нему обращались и некоторые из братии до самой его кончины, как к опытному духовнику. Когда скончался о.Наум, на его похороны не приехали ни о.Павел, ни о.Амвросий...

 
наука о Богопознании

А теперь несколько слов о настоящих старцах.
На Кавказе проживал известный старец иеросхимонах Стефан (Игнатенко). Он жил в то время, когда Церковь Христову раздирали различные политические и церковные движения и расколы. Это было время тяжелых смут и неразберихи (имеется в виду время с 1917 года, когда совершилась революция в России).

Стяжав от Бога через свою подвижническую жизнь Духа Святого и глубокую рассудительность, о.Стефан помог разобраться в этой неразберихе многим людям.

Вот один из примеров духовной рассудительности старца. Когда митрополит Сергий (Страгородский) издал "Декларацию о лояльности Церкви к советской власти", многие известные митрополиты, епископы, священники, Карловацкая церковь не приняли ее и отошли от митрополита Сергия.

Но старец Стефан был совершенно другого мнения. Вот небольшой отрывок из книги "Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)": "В середине 1930-х годов Татьяна Ивановна Клименко нечаянно во время учебы в Московском медицинском институте встретила бывшего послушника батюшки Стефана, Филиппа Антоновича Федоренко, с письмом которого некогда впервые пришла в монастырь на Бештау. Узнав у него адрес дорогого старца, мать Сергия возобновила с духовником переписку. В одном из писем иеромонах Стефан предостерегал ее от участия в новейшем церковном расколе против митрополита Сергия (Страгородского). Считая его законным главой Русской Православной Церкви, батюшка с болью наблюдал, как раздирался хитон Христов ревновавшими о Церкви.
"Грех раскола, - предупреждал он свое духовное чадо, - не смывается даже мученической кровью".

Иеросхимонах Стефан
(Игнатенко)

Действительно, в 1929 году матушка Сергия ушла в раскол, не желая признать митрополита Сергия. "Отломившись от древа жизни... я внутренне высохла, омертвела, и только по заступничеству Пресвятой, Пречистой Владычицы нашей Богородицы вернулась в лоно церкви", - писала она много лет спустя.

К.С. Родионов побывал у старцев в пустыни "Глубокой" в высокогорной долине Псху в 1928 году после появления известного Послания митрополита Сергия 1927 года. Монахи при нем обсуждали этот документ. Они приняли его настороженно, но послушно. Отцы вспоминали случаи открытого сопротивления Святой Церкви государственной власти, когда власть явно нарушала Закон Христов. Так, они приводили в пример святого митрополита Филиппа, преподобного Нила Сорского. Старцы Псху соборно решили, что выступление церкви возможно лишь против беззаконных и преступных действий конкретных лиц, но не против исторически складывающихся государственных структур. Святая Церковь никогда не становилась и не должна становиться на путь революционной борьбы с государством. В России послереволюционной такая борьба стала бы контрреволюционной, вызвала бы новые кровавые потоки и новое ответное безумство страстей. Епископ Алипий вспоминал, что благодаря отцу Стефану у него выработалось глубоко уважительное отношение к патриарху Сергию.

Спровоцировав разделение, власть вначале нанесла удар наиболее бескомпромиссным и твердым членам церкви. Первая волна гонений 1929-1932 годов пришлась, в основном, на сельские храмы и удаленные монастыри. (Вторая пятилетка 1932-1937 годов была объявлена пятилеткой уничтожения религии). Закрывались оставшиеся обители, начались преследования верующих в городах. Вторая волна наступления на церковь пришлась на 1932-1934 годы. К 1934 году не оставалось ни одного монастыря. В 1936-1938 годы третий вал гонений обрушился на церковный народ. Справившись с наиболее последовательными и крепкими в стоянии за церковь, взялись за тех, кто поддерживал митрополита Сергия (Страгородского), и даже за обновленцев. Верующих уничтожали поэтапно.

Вероятно, имея глубокое духовное рассуждение и понимание происходившего, скорбя о раздирании ризы Христовой, иеромонах Стефан (Игнатенко) не поддерживал тех, кто отошел от митрополита Сергия. Он чувствовал, что те, кто сеяли злобные семена раздора внутри церкви и радостно наблюдали самоубийственные расколы, - при первой возможности по очереди расправлялись как со своими противниками, так и со своими сторонниками. Мудрость отношения кавказских старцев к митрополиту Сергию ныне подтверждают опубликованные секретные протоколы заседаний ЦК 1926 года. "№ 66 ... 11.11.25. Постановили: Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев", "№ 72... 1926 г. ...Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной. Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным Местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом... "

О том, что о.Стефан был настоящим старцем, возьмем подтверждение из его жития.
"Схимонахиня Ангелина из Одессы была лечащим доктором схиигумена Кукши и близким его духовным чадом. Однажды, по благословению духовника, ей пришлось быть на Кавказе. В Кисловодске матушка посетила иеромонаха Стефана. Побеседовав с ним о своих духовных проблемах, она упомянула о том, что отец Кукша был ее старцем. Батюшка улыбнулся, словно услышал имя близкого друга. Вернувшись домой, мать Ангелина рассказала схиигумену Кукше о встрече с настоящим старцем. Услышав имя батюшки, отец Кукша ласково улыбнулся, как старинному другу. В тот момент матушка словно узнала одного праведника в другом. Впоследствии она вспоминала, что за свою жизнь увидела двух настоящих старцев - отца Кукшу и отца Стефана".

О том, что старец Стефан не от себя говорил, но узнавал волю Божию и только потом отвечал вопрошающему, написано в житии старца: "Старец никогда сразу не отвечал на вопрос, но молчал, долго внутренне молился, испрашивая волю Божию"... "На вопросы об Иисусовой молитве иеросхимонах Стефан почти не отвечал, но советовал внимательно изучать творения святителя Игнатия Брянчанинова, которыми сам руководствовался".
Скончался отец Стефан в 1973 году на кануне праздника Сретения Господня. Житие старца составил его внук игумен Косьма, насельник Троице-Сергиевой Лавры.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) также настоящий старец, в полном смысле этого слова. Он старчество получил по преемству, от Глинских старцев и даже превзошел некоторых из них. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) однажды сказал о нем: "Он всех нас пройдет".

 
наука о Богопознании

В Глинской пустыни, после ее открытия настоятелем был схиархимандрит Серафим (Амелин, 1874-1958 гг.).

Отец Серафим из старых монахов, подвизался в Глинской пустыни еще до революции, после революции много лет был в ссылке, но после открытия вернулся в обитель и был ее Настоятелем. Отец Иоанн (Маслов) немного застал его в обители и получил от него многое в духовной жизни.

Отец Иоанн буквально восхищался этим человеком, много раз повторял: "Отец Серафим весь был в Боге, ну он весь был в Боге, и для него ничего не было сокрыто, человек для него весь был прозрачен, как на рентгене. Бывало, пройдет по монастырю и его никто не видел". И что же, он ничего не предсказывал, ничего не пророчествовал, а это признаки настоящего старца.

Еще при жизни, будучи настоятелем обители о.Серафим зорко следил за братией, особенно, за внутренней жизнью братии. Отец Иоанн (Маслов) в начале монашеской жизни сильно увлекся Иисусовой молитвой и чуть не повредился, но схиархимандрит Серафим следил за ним, иногда смирял его - постом давал пить кефир. А когда умер, являлся ему во сне и предостерегал его от некоторых неправильных действий в духовной жизни. Духовная жизнь (особенно, в прохождении Иисусовой молитвы) требует опытного наставника, без опытного руководителя (только теоретическим чтением об Иисусовой молитве) повредиться очень легко.

Нередко, как впоследствии рассказывал сам батюшка, ночному отдыху мешали бесы, которые явно являлись ему. Сначала это наводило на него страх, но потом он привык и отворачивался от явления бесов в другую сторону, так ему благословил о.Андроник (Лукаш).

Схиархимандрит Серафим
(Амелин)

Иногда Господь попускал истязать тело подвижника: по утрам он видел свои руки в синяках от бесовских приражений. Всем этим испытаниям монах Иоанн противопоставил терпение и мужество, ревность по Боге. Он усилил пост, с его уст не сходила Иисусова молитва. По словам батюшки, он "вошел в подвиг" и явные бесовские приражения постепенно оставили его.

Отец Иоанн (Маслов), в силу своей высокой духовной жизни, получил от Бога дар сильной, пламенной молитвы. И если начинал о чем-нибудь молиться, непременно вымолит у Бога. О его сильной молитве знали все, кто к нему обращался. Один из таких примеров силы молитвы батюшки произошел с архимандритом Феодосием (ныне епископ Полоцкий), он также был его духовным сыном. Когда о.Феодосий был преподавателем в Московской духовной академии, руководство назначило его на должность по приему гостей приезжающих в академию. Гости были разные, как из нашей страны, так и иностранные. Во времена СССР все, кто контактировал с иностранцами, должны были работать на органы КГБ. Поэтому, на эту работу хотели завербовать и о.Феодосия. К нему пришел сотрудник госорганов и провел с ним беседу, но о.Феодосий категорически отказался сотрудничать с КГБ, считая это "иудиным делом". Но сотрудник не оставлял надежду переубедить его и назначил еще одну встречу. О.Феодосий рассказал об этом отцу Иоанну и попросил его помолиться. Прошло время, подходил день, на который была назначена новая встреча. И тут раздался телефонный звонок, звонил сотрудник, который назначил встречу. О.Феодосий с трудом узнал голос звонившего, ему показалось, что тот звонит как будто из преисподней: "Отец Феодосий, не надо никакой встречи, оставайтесь так, как есть". По молитвам батюшки, сотрудник КГБ больше не пытался вербовать о.Феодосия.

Вторым учителем и смиряющим средством в духовной жизни о.Иоанна была тяжелая болезнь. Во время службы в Армии он сильно простыл и заболел ревматизмом всего организма, ревматизм давал осложнения на сердце, малейший сквозняк для него был смертелен. Однажды мне необходимо было посоветоваться об одном деле (это было примерно за полтора месяца до смерти), я пришел к нему домой. Сидя возле его кровати и беседуя с ним о его болезни, он мне рассказал: "У меня переболело, перекрутило много раз все, начиная вот с этого пальца на ноге и заканчивая вот этой частью (указал рукой на макушку головы), иногда так крутило" и тут остановился.

Для чего Бог попускает, казалось бы, святым людям такие тяжелые болезни? Попускает тем людям, которым, по Его предвидению, потом даст Он большую Благодать Святого Духа. Эти болезни являются удерживающим средством, смиряющим человека от превозношения. Как бы человек ни смирял себя, он все равно может приписать себе в заслугу эти духовные дарования, что это от его трудов они, а не Божий дар. Когда мы читаем жития святых, то видим, что все святые сильно страдали, иначе бы они не понесли без вреда больших Духовных Дарований. Для подтверждения наших мыслей приведем пример из Святого Евангелия, Апостол Павел пишет: "Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен". (Второе послание к Коринфянам, гл.12).

Один человек, из духовных чад отца Иоанна (Маслова), рассказывал мне, что после его смерти, он в течении 40 дней с затухающим действием испытывал сильные действия благодати Божией. Он говорил: наверное, душа отца Иоанна плакала обо мне, предвидя мою греховную жизнь.

Отец Иоанн получил от Бога дар рассудительности и мог различать, проникать в сокровенные состояния души человека. Приведем один пример. Когда батюшка нес послушание ризничего в Московской Духовной Академии, гремела слава о некой Питерской блаженной Любаше (Любушке), за которой постоянно ходила толпа людей, так как считали ее прозорливой и святой. Однажды спросили отца Иоанна, кто она такая? Поскольку ее прославляли как блаженную, и ее почитал даже Святейший Патриарх Алексий II, батюшка ответил очень прикровенно и осторожно: "Так надо же узнать, какой в ней дух говорит"... А некоторым своим близким говорил: "Да вы от нее даже никаких вещей не принимайте". Находящихся в духовной прелести он распознавал мгновенно. После ее смерти кто-то из почитателей составил ее житие, и оно продается в книжных и церковных магазинах по всей России.

Отец Иоанн временами был строгий и некоторых из своих духовных чад сильно ругал, особенно если замечал в человеке гордыню. Но когда ругал ("чистил"), на душе становилось легко, и чем больше чистил, тем было легче. Это объясняется тем, что он ругал не по страсти, без гнева, а на пользу души. Это я испытал на себе. Бывали случаи, пойду к нему посоветоваться о каком либо деле, спрошу и после его ответа начинаю не соглашаться. У меня поднималась целая буря негодования, в помыслах я доказывал, что он неправ. Намучившись от пререканий и терзаний души, потихоньку начинал смиряться (а по-другому не получалось) и соглашаться с ним. По мере соглашения внутренняя буря утихала.

Батюшка (как мы уже говорили) никогда не менял своих благословений, потому что молился Богу, узнавал Его волю и только после благословлял. Как у всякого духовника, с чадами бывают искушения, были они и у о.Иоанна.
Среди чад о.Иоанна был студент Академии Василий, он обращался к батюшке уже несколько лет. Батюшка приблизил его к себе, даже ездил с ним в отпуск. О.Иоанн присматривался к нему и постепенно готовил его к монашеской жизни. Родители студента также благословили его идти в монастырь.
Но студент познакомился с девушкой, она ему очень понравилась, и они начали встречаться, скрывая это от батюшки. Вскоре они решили пожениться, ни слова не говоря своему духовнику. Они боялись открыться ему в этом намерении, не зная, какое он примет решение в отношении их женитьбы. Поэтому они решили пойти к отцу Кириллу (Павлову) и взяли у него благословение на женитьбу.
Спустя много лет, я встретил отца Василия, он был в сане священника, и спросил у него, о благословении о.Кирилла, и знал ли о.Кирилл, что у него духовник о.Иоанн (Маслов)? О.Василий ответил, что он сказал о том, что у него есть духовник о.Иоанн, и что он готовит меня к пострижению в монашество. Но, несмотря на все это, о.Кирилл благословил его на женитьбу.
Возникает вопрос, имел ли право о.Кирилл благословлять человека на женитьбу, если у него есть духовник и тот готовит его к монашеству?
Я задал о.Василию еще один вопрос: "Рассказал ли он потом о благословении о.Кирилла на женитьбу, батюшке отцу Иоанну?". "Да, я сказал об этом отцу Иоанну и взял у него благословение, но о.Иоанн категорически отверг это благословение и сказал, что мне нужно принимать монашество. Но я его уже не послушал..".

Приведем еще один случай о духовной рассудительности отца Иоанна (Маслова).
Архиепископ Гермоген много лет провел в ссылке, во времена Хрущева он построил огромный собор в Ташкенте. В 1961 году он не принял решение архиерейского разбойничьего собора, где старост храма поставили выше настоятелей. Затем его сослали в Жировицкий монастырь, под конец своей жизни он переехал в Киев, вместе с двумя монахинями, и там скончался. Эти матушки очень почитали Владыку Гермогена и хорошо знали его святую жизнь. После смерти Владыки они постоянно бывали на его могилке и со временем стали замечать, что из-под земли просачивается благоухание. Они подкупили сторожа кладбища и ночью, тайком, выкопали тело Владыки Гермогена и перенесли его к себе на квартиру.
Моей сестре приходилось бывать в Киеве со своей подругой, а та была знакома с матушками Владыки. В один из приездов она уговорила мою сестру навестить матушек, они их любезно приняли, угостили чаем. Затем разговор зашел о Владыке и матушки решили открыть им тайну, предупредив, чтобы они никому об этом не говорили. Они рассказали, что откопали тело Владыки Гермогена, и оно находится в этой квартире за перегородкой. Затем предложили приложиться к его мощам, мощи были совершенно нетленные и от них шло благоухание.
Сестра не смогла сохранить тайну и обо всем рассказала мне. Я, в свою очередь, рассказал отцу Иоанну (Маслову). Помню, он зашел в Ризницу после уроков (я его там поджидал); он присел на стул, а я стал рассказывать об этом деле. Во время рассказа он стал перебирать четки, одним ухом слушал меня, а другим, внутренним, находился внутри себя. Затем, вижу, он стал меняться в лице, и говорит: "Знаешь что, а ведь это бесы им внушили пойти на такой поступок. Без благословения Церкви такие дела делать нельзя. Вон там весь север засыпан святыми мощами, там миллионы мучеников покоятся". Этим наш разговор и закончился.
Матушки эти одна за другой уже умерли, где сейчас находятся мощи Владыки Гермогена, нужно спросить у митрополита Онуфрия.

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также был настоящим старцем в полном смысле этого слова, об этом известно из его писем и самой его деятельной жизни, о нем написано множество книг.

Итак, какой вывод можно сделать из всего написанного?
Прежде всего коснемся предсказаний и пророчеств из оккультного мира. Нужно иметь в виду, что все ведьмы, маги, колдуны и вся прочая нечисть, связаны с темными демоническими силами (бесами), а потому о вере им не может быть и речи, там все ложь и ложью погоняет. А потому все те предсказания и пророчества, которыми переполнены ныне все СМИ от их имени являются ложью. Великая опасность ныне состоит еще и в том, что глашатаи, которые ссылаются на оккультных предсказателей, стали смешивать все с православными старцами. Например, Ванга сказала то-то, и рядом делают ссылку на православного старца "старец Кукша или Лаврентий Черниговский подтверждают то же самое".
Поэтому несколько слов скажем о предсказаниях от имени старцев.

Прежде всего, нужно знать, что есть старцы настоящие, в которых действительно действует и говорит Дух Божий. А есть старики, состарившиеся в своих годах, и которых старцами сделало их окружение, духовные чада, но ничего старческого в них нет.

Мне, по некоторым обстоятельствам, пришлось побывать в Смоленской области, с одним человеком мы посетили один из монастырей в этих местах. Настоятель монастыря архимандрит Антоний пригласил нас на обед. Во время обеда у нас завязалась беседа, я спросил у наместника, откуда он родом, где жил и проходил служение до этого монастыря? Оказалось, что ранее он жил на Украине в Одесском монастыре. Я поинтересовался известным старцем Ионой, и спросил, не знал ли он его. "Да, я его хорошо знал, рука об руку жил с ним много лет". "Что Вы можете сказать о нем?" Он рассмеялся и ответил: "Никакой он не старец, простой, неграмотный старик. Его старцем сделали его окружение и старухи, он их гладил по голове, приговаривая "да какая же ты у меня хорошая" и т.д., а они его сделали прозорливым. Приписали ему и придумали от его имени всякие предсказания. Вот и все его старчество".
Еще несколько слов о другом "искусственном старце" иеромонахе Рафаиле (Берестове), который живет на старом Афоне. Ранее о.Рафаил был насельником Лавры, жил в Варваринском корпусе, был моим соседом по келлии. По жизни он тихий, скромный монах, но в своей келье развел всяких насекомых и мышей. Бывало, зайду к нему, а мыши бегают везде, а по углам их гнезда. "Надо что-то с этим делать, мыши расползлись по всему этажу, я уже не знаю, как от них защищаться" - говорю ему. А он улыбается и отвечает: "Нельзя их убивать, это Божие создание".
Не помню, по какой причине он ушел из Лавры, но спустя время оказался на Старом Афоне с титулом "старец". Везде он в окружении единомышленников, у него берут интервью, как у прозорливого старца. Два раза он предавал анафеме Патриарха Кирилла...

Вот таких "старцев" ныне можно сосчитать десятками и их очень любит и почитает наш Православный народ, особенно их превозносят так называемые иненешники...

Очень плохие последствия надо ожидать, когда всякие ложные предсказания и пророчества выдают, по неразумной ревности, от имени настоящих старцев, таких как Кукшы (Одесского) или Лаврентия Черниговского и др.
Опасность состоит в том, что эти предсказания не сбываются, так как они ложные, придуманные уже после их смерти, а люди могут из-за этого терять веру.

Насколько нам известно, настоящие старцы никаких предсказаний и пророчеств не делают, а если что и говорят, то только то, что относится к личному спасению души того или другого человека. Учитывая эту ложность и придумывание всяких предсказаний и пророчеств, архимандрит Иоанн (Маслов) говорил: "Все, что пишется с 1905 года, когда сняли цензуру, надо сжигать".

Подытоживая все нами сказанное, мы приходим к такому заключению. Как в древние Библейские времена было много колдунов, магов, лжепророков, которые с помощью диавола делали свои богопротивные дела и отторгали многих людей от Бога Истинного или, по крайней мере, вредили им, так и в наше время этих людей нисколько не меньше, а может быть и намного больше. Поэтому к оккультным наукам и колдунам не надо обращаться за помощью и верить им, потому что они от дьявола. Что же касается Церковной среды жизни, не надо искать святых и прозорливых, чтобы вместо настоящего пастыря (старца) не попасть на волка в овечьей шкуре или просто сбившегося с правильного пути священника, верящего только себе и своему суждению больше, чем определению общецерковному.

Мы совсем не нуждаемся ни в каких человеческих предсказаниях и пророчествах, от кого бы они ни исходили. У нас есть очень надежное и точное пророчество, не подлежащее никакому сомнению. Находится оно в Священном Писании и изречено Самим Богом. Когда допотопное человечество крайне отступило от Бога и стало только плотию, Бог сказал: "Не может Дух Мой пребывать в человецех сих, ибо они суть плоть". И погубил первых людей потопом. Содом и Гоморру Господь погубил только из-за того, что там уже не нашлось и 5-ти праведников.

И этот мир придет к своему концу, когда люди полностью станут плотию, т.е. будут заниматься только плотскою жизнью и не будет спасающихся. Так сказал Христос: "Когда приду судить мир, найду ли веру на земле". Но пока мы не можем сказать, что уже нет спасающихся, разными путями Бог еще спасает многих.

В статье мы коснулись некоторых духовников нашего времени и их пастырской деятельности. Мы видим, что есть старцы настоящие, которые свои благословения и пастырские действия по отношению к приходящим к ним сопровождают не иначе, как по действию и внушению Свыше, Духом Святым и поэтому ошибок допускают меньше. Но есть духовники, которые не достигли такого состояния и, следовательно, свое руководство и благословения делают в основном вслепую, а поэтому совершают много ошибок. В знаменитые "старцы" их возводят духовные чада.

Но нужно иметь в виду, что и эти простые духовники, хотя и допускают ошибки (а это свойственно всякому человеку), много потрудились и трудятся для спасения многих людей приходящих к ним. И, конечно, Господь вознаградит их за многие труды.

 
Автор: игумен С-ва
 
Копируя материалы, пожалуйста, поставьте ссылку на сайт bogn.ru
Авторские права.
наука о Богопознании
 
© Copyright Проект О науке Богопознания. Все права защищены /ЮрЦентр ВЕРНОЕ ДЕЛО https://www.vernoe-delo.com /.